Внимание! Наши сайт переехал на http://daisy-knits.ru/

Теперь все обновления и мастре-классы будут там.

24 Апрель 2009 г.

Б

Бабочка — вид галстука. Особую популярность получила бабочка а ля Липтон, названная по имени английского чайного короля. Покрой галстука и расцветка зависят от формы воротника и силуэта одежды, ее низкой или высокой застежки, и поэтому меняется вместе с изменением моды в одежде. Форма узлов приспосабливается к этим переменам.

Ба-де-ботт (фр.) — полотняные чулки начала XVII в., заканчивавшиеся кружевом, красиво заполнявшим раструб сапога.

Ба-де-шосс (фр.) — чулки из тонкого сукна начала XVI в.

Байка — мягкая, рыхлая, тяжелая хлопчатобумажная ткань с ворсом, применяемая при шитье белья, детской и женской одежды, пальто и одеял.

Бакенбарды — волосы, растущие узкой полосой по щекам от висков ко рту. Входят в моду в Англии в конце XVIII в. В XIX в. возникли два типа бакенбард: римско-ампирный, когда они естественно сливались с прической (такие бакенбарды были особенно популярны среди французских бонапартистов), и английский вариант, при котором волосы в бакенбардах были длиннее и на концах внизу щек свисали.

Бакенбарды а ля Франц Иосиф — широкие бакенбарды с усами и выбритым подбородком. Если подбородок не выбрит, то оба конца бакенбард снизу завершаются типичной для второй половины XIX в. бородкой в виде буквы W.

Бакенбарды сенаторские — пышные бакенбарды от виска до конца щеки; усы отсутствуют, подбородок выбрит.

Балантин (фр.) — нарядная матерчатая сумочка, модная во времена Французской революции. Сумочку носили на такой длиной ленте, что она слегка волочилась по полу.

Балахон — широкое прямое верхнее платье; национальная одежда татар; рабочая одежда матросов; домашнее женское платье; ночная рубашка.

Бальцо (ит.) — тюрбановидная итальянская мужская и женская шапка, украшенная вышивкой и золотыми спиральками (XV-XVI вв.). Каркас шапки из металла или кожи обтягивали пестрой материей, чаще всего шелковой.

Бандана(хинд.) — большой пестрый головной платок или косынка, обычно из шелка либо хлопчатобумажный; завязывается на затылке.

Банделье (фр.) — прикрепленная к оружию широкая полоска материи, к которой в XV и XVI столетиях прикреплялись пороховница, гильзы и т.д. В XVII в. это модный аксессуар кавалера, не расстающегося со шпагой.

Банд о (фр.) — простая и строгая женская прическа, модная в Испании XVI в.: расчесанные на прямой пробор волосы спускались вдоль щек, а сзади собирались в пучок. Прическу украшали обручами, драгоценностями либо цветами.

Бандо дамур (фр., повязка любви) — дамский парик XVII в. из высоко начесанных вверх волос с вплетенными лентами.

Барбет (фр.) — небольшая косынка, надеваемая женщинами под головной убор в эпоху
средневековья.

Бардотка (фр.) — блузка, уменьшенная до размеров бюстгальтера. Названа по имени Брижит Бардо, французской кинодивы 50-х годов XX в., которая первой появилась в такой смелой блузке на экране.

Барет (фр.) — головной убор священнослужителей эпохи средневековья в виде небольшой четырехугольной или треугольной шапочки, красной — у кардиналов, черной — у остальных служителей церкви. В XVI в. барет популярен и среди светской знати.

Бармица — кольчужная сетка, прикрепленная к шлему.
Бармы — круглый широкий воротник, расшитый драгоценными камнями; принадлежность облачения русского царя.

Бархат — шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань с тянутым или нарезным ворсом. Возникла, по-видимому, в Италии задолго до Ренессанса.

Бархотка — бархатная ленточка черного цвета, которую женщины носили на шее, чтобы оттенять ее белизну. Стала модной во Франции первой половины XVIII в.

Баскинья (исп.) — нижняя юбка, покрывающая каркас женского платья. Испания XVI в.

Баскская шапочка — небольшой мягкий круглый головной убор пиренейского народа — басков, который вошел в мировую моду в 1928 году через Францию. До сих пор его носят дети и мужчины в качестве спортивного головного убора.

Батват (фр.) — небольшая шапочка на подкладке, которую в средние века рыцари надевали под шлем для уменьшения его давления.

Батик — многоцветная ткань у народов Индонезии. Рисунок наносят тонким слоем воска, материю опускают в краску, которая окрашивает не покрытые воском части ткани.

Батист — очень тонкая льняная ткань, родина которой Индия; использовалась для тонкого белья, летней и парадной одежды.

Бахилы — название различной обуви на Руси — от сапог рыбаков с голенищами по бедра до женских полусапожек, подбитых гвоздями.

Бахрома — гладкая тесьма с висящими с одной стороны нитями.

Башлык — головной убор в виде шерстяного капюшона с длинными концами; распространен в основном у народов Кавказа.
Башмаки клювовидные — завезены в Европу с Востока во время крестовых походов в XII и XIII столетиях. Во Франции получили название пулэны и прижились везде, где господствовала бургундская мода. Они были
пестрые, как и одежда того времени. Мысы башмаков были в два раза длиннее, чем собственно подошва, поэтому их приходилось прикреплять небольшими цепочками под коленом, чтобы в башмаках вообще можно было ходить.

Башмаки крестьянские — тип лаптей; подошва с загнутыми краями, прикрепленная к подъему ноги ремешками. Эта обувь была известна древним германцам, сельские жители пользовались ею вплоть до XVI-XVII вв.

Башмаки с пряжкой — обувь XVIII в. с черным каблуком, серебряной или золотой пряжкой, иногда украшенная драгоценными камнями. Такие башмаки надевали кавалеры к белым чулкам и коротким обтягивающим панталонам в торжественных случаях и на выход. В 80-е годы XIX в. в Англии появилась практичная обувь на низком каблуке и с тупым носом. Эту обувь (полуботинки или ботинки на шнуровке) изготовляли только из черной или коричневой кожи, а для особых случаев даже из черной лакированной кожи, легкие летние ботинки — из белого полотна.

Башмаки «утиный клюв» — после 1450 г. острый нос клювовидных башмаков становится более скромным и закругленным, как бы напоминающим «утиный клюв». Такую обувь называют также «волчьи пасти», «медвежьи лапы». Плоские, очень открытые башмаки с широкими закругленными носками типичны для периода Реформации. Изготовлялись они чаще всего из желтой или черной кожи, бархата или шелка.

Ботинки со шнуровкой — низкие ботинки первой и второй трети XIX в.
Бегуин (фр.) — мужской средневековый чепец.

Бекеша (венг.) — верхняя мужская одежда, в талию, с разрезом сзади, спереди отделанная шнурами. Шилась на меху или на вате с меховым или бархатным воротником. Названа по имени венгерского полководца XVI в. Каспара Бекеша. Вошла в моду в 50-х годах XIX в.

Белье — история белья довольно короткая. Рубахообразные одежды древних народов надевались прямо на тело и одновременно выполняли функцию верхней одежды. Белье в современном понимании не было известно и в средние века, хотя тенденция носить под платьем более тонкую нижнюю одежду уже появилась, особенно среди высших сословий. Летописи XVI и XVII вв. отмечают, что рубашка была роскошью, которую могли позволить себе лишь богатые. Дамы эпохи рококо надевали верхнее платье прямо на корсет. В период Французской революции женщины в качестве нижнего белья иногда использовали обтягивающее трико. Только в первой половине XIX в. начинается «эпоха стирающихся рубашек», которые можно было кипятить. Это были рубашки простого покроя, одинаковые и для мужчин, и для женщин. Представители высших сословий носили белье более тонкое и более сложное по покрою. Только в конце прошлого столетия женское белье (в основном из батиста, реже из шелка) стало отличаться
от мужского. После 1925 г. дамское белье приобретает современный вид: из материалов укоренился натуральный и искусственный шелк, цвета — пастельные, покрой — более элегантный (узкие бретели, «комбинации» и «грации» — приталенные). Мужское белье в этом столетии тоже значительно меняется: к рубашкам пришиваются воротники, трусы и чулки укорачиваются. Американцы уже вскоре после Первой мировой войны начали носить очень короткие прилегающие трусы в виде плавок, а под рубашкой майки без рукавов.

Берет — мягкий плоский головной убор различной величины, круглой или квадратной формы; деталь женской или мужской одежды, особенно распространенная в XV-XVI вв. Часто изготовлялся из бархата, и украшался вышивкой и перьями. В новое время, в частности в эпоху романтизма, берет становится популярным среди представителей искусства.

Берте (фр.) — кайма наподобие воротника по краю декольте дамского платья, модная в 1830-1860-е годы.

Бермуды — легкие короткие (до колена), довольно широкие брюки, обычно из пестротканой шерстяной материи.

Бешмет — традиционная верхняя мужская распашная одежда некоторых народов Северного Кавказа, Средней Азии и др.

Бигуди (фр.) — металлические, пластмассовые и другие трубочки, на которые накручивают пряди волос для завивки.

Бижутерия — предметы украшения из недорогих материалов, например, стекла, металла, полудрагоценных камней, керамики, кожи и пластмассы.

Бикини — женский купальный костюм: три крохотных лоскутка материи — бюстгальтер и плавки. Иногда к нему добавляется короткий широкий халатик. Назван по атоллу Бикини, в 1946 году «оголенному» в результате испытаний американской атомной бомбы.

Бисер — мелкие разноцветные стеклянные или металлические зерна разной формы со сквозными отверстиями; используется для вышивания, украшения женских нарядов и т.п. Стеклянный бисер изготовлялся уже в X в. в Венеции.

Биссус — тонкая прозрачная ткань, которой египтяне в эпоху фараонов покрывают мумии. В нее закутывались также и египетские женщины, моральный кодекс запрещал носить биссус без нижней одежды.

Блейзер (англ.) — современный пиджак, приталенный, спортивного покроя, часто форменный, из шерстяной фланели, с гербом спортивного клуба или колледжа на нагрудном кармане. В конце 60-х годов XX в. был очень популярен у мужчин и женщин разных возрастов.

Блестки — блестящие тонкие металлические пластинки, преимущественно округлые, с дыркой для пришивания; использовались для украшения.

Блио (фр.) — верхняя (мужская и женская) одежда рубашечного покроя, похожая на тунику; носили во Франции в Х-ХШ вв.

Блохоловка — изящная драгоценная коробочка с небольшим отверстием, в которую капали мед, рассчитывая, что блохи, привлеченные его запахом, заберутся туда. Пользовалась
популярностью во Франции XVI в.

Блошиный мех — его можно видеть на портретах того времени. Чучела соболей, куниц,
хорьков и ласок должны были притягивать назойливых насекомых. Их носили на золотых цепочках, а также держали в руке. Блошиный мех богато украшался. К примеру, герцогиня Феррарская получила в подарок от
своего мужа соболя с золотой головой, Украшенного 12 рубинами, 2 алмазами, 3 изумрудами и 4 жемчужинами.

Блуза (фр.) — произошла от короткой, доходящей только до пояса формы блио средневековой верхней одежды рубашечного типа. Эта древняя одежда была распространена среди рабочего люда и сельских жителей, среди солдат и матросов. В XIX в. в женской одежде лиф становится самостоятельной частью.
Привычное для нас разделение одежды на юбку и блузу, в отличие от прежних платьев, сшитых целиком, происходит уже в середине 40-х годов, но повсеместное распространение оно получило только в конце столетия. Блуза сначала еще называлась «жилетик со шнуровкой», и ее форма тоже соответствовала высоко закрытому жилету. Название «блуза» закрепляется позднее; использование ее вместе с юбкой и пиджачком приводит к возникновению костюма, приближающегося к мужской моде. С этого времени блуза остается в числе излюбленных предметов дамской моды.

Блумеры (англ.) — гимнастические штаны типа шаровар до колен (в основном для девочек); женское трико с резинкой; женские брюки с резинкой у щиколотки. Названы по имени придумавшей их в середине XIX в. американки А. Блумер.

Блюхеры (нем.) — короткие сапоги из толстой кожи; высокие мужские ботинки на шнуровке. Популярны в XIX в. Названы по имени прусского фельдмаршала Г. Блюхера (1742-1819).

Боа (фр.) — длинный узкий шарф из меха или страусовых перьев. Был особенно моден в эпоху расцвета романтизма и на рубеже XIX-XX вв. Назван так же, как и один из видов королевских удавов.

Бобрик — тяжелая шерстяная ткань толщиной более 4 мм с начесанным стоячим ворсом на лицевой стороне; применяется для шитья верхней одежды.

Боди (англ.) — современный фасон одежды, откровенно подчеркивающий фигуру; очень открытая одежда (маечки, платья на тонких бретелях или вовсе без них).

Болеро (исп.) — короткий открытый жилет испанских тореадоров; вошел в дамскую моду вместе со шляпой того же названия.

Боливар (фр.) — широкополая мужская шляпа из фетра.

Болонья(ит.) — капроновая плащевая ткань с односторонним водонепроницаемым покрытием; плащ из такой ткани. Названа в честь итальянского города Болонья, где впервые изготовили эту ткань.

Бомбилатка — украшение на чепцах из стекла, олова, латуни, стеклянных шариков, цепочек и т.п.

Бонбоньерка (фр.) — в старину изящная небольшая коробка для конфет, которую можно было носить с собой.

Бороды и усы — в прошлом веке борода и усы были знаком силы, мужественности и свободы. В истории их пострижение часто означало позорное наказание. Бритвы находят в раскопках доисторического времени, и это свидетельствует о том, что мужчины брились уже в древнейшие эпохи. В Древнем Египте борода была привилегией царей, которые носили фальшивые бороды особой формы. В Ассирии и Вавилонии обривание известно со времен Навуходоносора (605-562 года до нашей эры). У евреев борода и усы являлись признаком свободы и крепкой веры. У греков бритье распространилось только во времена Александра Великого. От греков эту моду переняли римляне, и очень быстро бритье стало общепринятым. Только при императоре Адриане (117-138) снова начали носить усы и бороду. В эпохи, когда носят длинные волосы, борода укорачивается и, наоборот, в период моды на короткие волосы, появляется более сложная форма бороды и усов. Например, в бургундский период (XIV-XV вв.) так же, как и в эпоху барокко, с длинными завитыми волосами носят только маленькую бородку и усики, в то время как в последующие столетия акцент делается на бороде и усах. Интересна история русской бороды. Хотя славяне были знакомы с обычаем греков брить бороды, они его не переняли и носили длинные бороды вплоть до правления Петра I, который ввел в России западную моду. Православная церковь объявляла бритье бород языческим обычаем. В 1551 году на церковном соборе русское духовенство заявило, что «без бороды нельзя попасть в царство небесное». Во Франции все обстояло иначе. Например, одна епархия отказалась признать вновь назначенного епископа, который носил длинную бороду. Генрих II по этому поводу вынужден был издать особый указ. Бороды и усы стали исчезать при дворе Людовика XIV (Франция), где знать, подражая молодому королю, брила все лицо. Усы носили только отборные королевские отряды. После реставрации,
когда в армии возникла мода на аристократический шарм, усы разрешалось носить только офицерам. Этот обычай, постепенно угасая, сохранялся в Центральной Европе вплоть до начала нашего столетия. Знать часто задавала тон в моде на бороды, и об этом свидетельствуют многочисленные названия: бородка а ля Генрих IV, бакенбарды а ля Франц Иосиф, усы а ля Вильгельм II и т.д. Форма бороды и усов является не только отражением моды и времени, но иногда и выражением мировоззрения и политической принадлежности, например: борода и усы демократов в 1848 году или борода последователей Гарибальди в Италии в прошлом веке. В XX столетии особая форма бороды и усов типична для представителей различных художественных направлений. Мода на усы и бороды теперь возникает под влиянием имиджа
киноактеров и попзвезд. Борода-парик — длинная узкая борода, сплетенная частично или полностью из
искусственных волос, привязанная нитками к Ушам. Ее носили древние египтяне, вавилоняне и ассирийцы. В Египте она считалась привилегией царей и цариц.

Борода а ля Муш, а ля Руаяль, муш а ля Руаяль (фр.) — мушка, королевская мушка —небольшие короткие усы с кончиками, слегка подкрученными вверх, маленький треугольничек волос на подбородке под нижней губой — мода придворной молодежи времен Людовика XIII (1601-1643). Рассказывали, что Людовик от скуки собственноручно обрил таким образом всех офицеров своего полка. Эта мода распространилась
по всей Европе и продержалась до 1660-х годов.

Борода с усами — свободно растущая борода, типичная для древних эпох. Часто является символом мужской силы и свободы. Поэтому побежденных и рабов брили. В XIX и XX вв. бороду с усами носят как выражение свободного и революционного мышления.

Бородка а ля Генрих IV (козлиная бородка) — стриженная клинышком, как носили в XVII в. в подражание Генриху IV, борода с усиками над верхней губой.

Бородка и усы а ля Руа — узенькая полоска бороды под нижней губой и две полоски усов по краям губ. Названа в честь Людовика XIV (1638-1715).

Бородка козлиная — сначала усы вместе с бородой, которая постригалась в форме клина, позднее только борода клинышком.

Ботин (фр.) — охотничьи мягкие сапоги до середины икр. Были модны в XVIII в.

Ботт (фр.) — в середине XII в. мягкая обувь, по форме близкая к туфлям. Позднее боттом стали называть обувь, закрывающую ноги от стопы до колен.

Ботфорты — высокие сапоги для верховой езды.

Боты — широкие сапоги, популярные на Руси. В настоящее время так в основном называют калоши.

Боэмио или мантлик — полудлинная накидка-плащ, которую носили мужчины в Испании в XVI в.

Брандебур (фр., нем.) — мужской плащ с короткими рукавами, застегивающийся на пуговицы. Был моден во второй половине XVII в.

Брандербургс — двойные пуговицы, которые застегивались на шнурки или позумент. Они были страстью герцога Брандербурского (XVII в.), в честь которого и названы. Широкое распространение получили позднее, в эпоху барокко, как типичное украшение камзола. В эпоху бидермейер женщины с удовольствием
носили их на жакетиках, мантильях и т.д. В современную эпоху пуговицы этого вида используются на мужских пиджаках и халатах.

Браслет — первоначально мужское и женское украшение, которое носили на запястье или выше локтя. У германских воинов он служил символом доблести и одновременно защитным средством в бою. С XII в. браслет становится исключительно женским украшением.

Брелок — небольшое украшение из металла, фарфора, слоновой кости и прочего, которое вешалось на цепочку мужских часов. Брелки были в большой моде в XVIII в. и в период с 1850 по 1900 год. В эпоху рококо позвякивание брелка у кавалера считалось признаком элегантности.

Брегет (фр.) — карманные часы, изготовлявшиеся во Франции в мастерской Бреге (1747-1823). Отличались высокой точностью, отбивали часы, доли часов, показывали числа месяца.

Брезент (голл.) — грубая, плотная, льняная или хлопчатобумажная ткань, пропитанная водоупорными и противогнилостными составами. Применяется для шитья спецодежды, чехлов и т.п.

Бретель (фр.) — украшение из лент или тесьмы, которое было модно в мужской одежде XVIII в., когда к брюкам носили короткие жилеты; лямки на сорочках, сарафаны и др.

Бриджи — брюки, которые носились с высокими сапогами. Чтобы они лучше сидели на бедрах, их делали очень широкими, так что они выдавались в стороны. Зато при сидении не образовывалось никаких складок.
Бриллиант (фр.) — искусно ограненный алмаз.

Брошь — украшение для дамских платьев или блузок, обычно прикреплялось к декольте.
Брыжжи или фреза — крахмальный складной воротник, принадлежность мужского иженского костюма.

Брэ — короткие штаны в эпоху средневековья.

Брюки — брюки, по всей вероятности, имеют восточное происхождение. В Европе они появляются впервые у галлов и некоторых германских племен. Римляне познакомились с ними через германцев. В ХП в. в повседневный обиход входят мужские чулки-брюки, которые были скорее длинными чулками. В XV и XVI вв. распространяются брюки самых разнообразных типов, имеющие иногда немыслимые формы (плундры), на изготовление которых требовалось несколько метров шелка. В то же время в Испании, Англии и Франции в моде короткие брюки — узкие или широкие. В брюках ландскнехтов появляются еще и прорези. Брюки XVII столетия становятся широкими и, будучи засученными до колен, выглядят как юбки. Моде на широкие короткие брюки до колен, (кюлоты), которые носили еще при Людовике XIV, положила
конец только Французская революция, введя длинные панталоны. Последние остаются в моде до конца XIX в., то расширяясь, то сужаясь. Кюлоты вплоть до 1820 г. были парадной одеждой и сохранились до настоящего времени как принадлежность некоторых спортивных костюмов, например альпинистских. У женщин длинные панталоны в качестве нижней одежды появились в XVI в., но только в начале XX в. получили всеобщее распространение. Как верхняя одежда стали модными только в современную эпоху.

Брюки-гольф — короткие, чуть ниже колен, брюки, чаще всего клетчатые, с манжетами, застегнутыми на пуговицы. В 20-30-х годах XX в. были распространены как одежда для спортивных игр и туризма.

Брюки-клеш — первоначально матросские брюки с раструбом; стали модной мужской и женской одеждой во второй половине XX в.

Брюки оксфордские — очень широкие брюки, обычно из серой шерстяной фланели. Были популярны в 1920-е годы в Англии. Название связано с городом Оксфордом, известным своим университетом.

Брюки-рингрейв — широкие брюки, на которые требовалось большое количество материи, с пышными украшениями из лент; получили название по имени голландского в Париже в третьей четверти XVII столетия. К брюкам надевалась накидка. Присборенные брюки доходили до середины бедра. Были сшиты из полосок различных тканей, имеющих цветную подкладку с прокладкой, которая прочно пришивалась на сами брюки. Полоски обычно были из бархата и шелка с золотой вышивкой или с небольшими
разрезами.

Брюки тренировочные — появились в 30-е годы XX в.; сначала это были широкие брюки, потом, когда их начали шить из эластичных материалов, они стали значительно уже.

Бубикопф (нем.) — дамская прическа «под мальчика» из коротких волос, появившаяся около 1920 г.; выдержала стиль послевоенной моды.

Букле (фр.) — ткань, внешний вид которой характеризуется наличием утолщений и узелков, в результате чего образуется волнистая шишковатая поверхность. Тонкое букле идет на изготовление платьев, толстое — на пальто, кепи.

Булевар (фр.) — узкий валик, в который превратились трусы в XVI в. характерен для моды, созданной французским королем Генрихом III (1551-1589), имевшим слабость к женской одежде.

Булла (лат.) — амулет в виде шарика или кружка (часто золотого), который носили на шее до совершеннолетия дети полноправных граждан Древнего Рима.

Бумазея (ит.) — хлопчатобумажная тяжелая ткань с начесанным ворсом на изнанке, рыхлая пушистая и мягкая. Из нее шьют нательное белье, детские вещи.

Бурка — войлочный безрукавный плащ, распространенный на Кавказе; бывает двух видов: бурка всадника — длинная, ворсистая, со швами, образующими плечевые выступы; бурка пешего — короткая гладкая, без швов.

Бурнус — типичная верхняя одежда бедуинов. Сначала это была нешитая, подобно римской тоге, одежда. Позднее шитая, с Длинными рукавами и капюшоном. В эпоху бидермейер послужила образцом для мужского модного плаща-пальто с узкими рукавами, спереди отделанного шнурами.

Бурс (гр.) — старинное французское название кошелька для денег или сумочки для туалетных принадлежностей; около 1730 г. так стали называть сетку на волосы в виде кошелька.

Бутоньерка (фр.) — букетик цветов, вдеваемый в петлицу или прикалываемый к одежде; сосуд в виде пробирки для цветка или букетика, прикалываемый к платью.

Бутсы (анг.) — ботинки, первоначально футбольные; без каблуков, с твердыми носками и задниками, на шипах или с поперечными планками на подошве.

Буфы (фр.) — пышные складки, сборки на рукавах, юбках.

Бюск (фр.) — специальные металлические пластины в женском корсете, появившиеся в 70-х годах
XVII в. Благодаря им грудь перестала быть сплющенной и приняла красивую округлую форму.

Бюстгальтер (нем.) или лифчик — верхняя деталь женского нижнего белья для поддерживания груди в приподнятом состоянии; из плотного материала; нередко украшается кружевами.

Бюстье (фр.) — бюстгальтер без бретелек, со вставками-ребрышками из китового уса; появился в XX в.

Бязь — прочная, плотная хлопчатобумажная ткань. Широкая бязь называется полотном. Идет в основном на изготовление постельного белья.

Ярлыки:

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

<< Главная страница

Сайт создан в системе uCoz