Внимание! Наши сайт переехал на http://daisy-knits.ru/

Теперь все обновления и мастре-классы будут там.

26 Апрель 2009 г.

К

Кабан (фр.) — одна из старейших форм широкой верхней одежды с рукавами; носили с поясом и без пояса. XIV-XVI вв.

Каблук
— появляется только в XVII столетии вместе с обувью до щиколоток, украшенной бантами, лентами и розетками. Красные каблуки и красные канты подметок были в то время привилегией придворных дам и господ. Наряду с ними в XVII в. носили сапоги с воронкообразным голенищем на уровне икр (позднее его украшали кружевом). В XVIII в. в моду входят дамские туфли на высоком каблуке, в XIX в. их сменили высокие или полувысокие ботинки.

Кабошон (фр.)
— драгоценный камень, ошлифованный в виде выпуклой полусферы.

Казак (фр.)
— в XVII в. во Франции верхняя одежда мушкетеров; род плаща, имеющего до 150 застежек, с помощью которых можно было его видоизменять: превращать в одежду с длинными рукавами, короткий плащ и т.д. Казак был очень удобен, поэтому удержался в армии до XIX в.

Калабрезер
— фетровая шляпа с широкими полями и остроконечной тульей, которую первоначально носили республиканцы из Калабрии (южная Италия около 1848 г.). Затем стала элементом преимущественно дамской моды уже как соломенная шляпка.

Калазирис или каласирис (егип., гр.)
— рубаховидное одеяние в Древнем Египте для обоих полов, очень плотно облегающее фигуру, с короткими рукавами или на широких бретелях, длиной до щиколоток или короче.

Калита
— в Х-ХШ вв. на Руси мешочек-кошелек, который подвешивался к поясу.

Калиги (лат.)
— кожаные чулки и сандалии гальских, а затем и римских воинов с толстой подошвой, укрепленной острыми гвоздиками. Удерживались на ноге с помощью ремешков, которые оставляли кончики пальцев свободными, а над щиколоткой шнуровались, образуя подобие сетки. I-IV вв.

Калиптра (гр.)
— в VII-II вв. до нашей эры в Древней Греции шарф из полупрозрачной ткани.

Калот (фр., шапочка)
— вязанный в виде сетки чепец, покрывающий волосы, позднее часто закрывающий только затылок. В моде в предпоследнее и последнее десятилетие XV в.

Кальсес (исп.)
— испанские короткие штаны; в XV в. с двойной подкладкой, набитые ватой, пухом и т.п.

Кальсон (фр.)
— в начале 70-х годов XVI в. женские нижние штаны, сшитые из шелка красного цвета и украшенные вышивкой.

Кальцеи (лат.) — римский кожаный ботинок, доходящий до щиколотки, позднее был заимствован некоторыми германскими племенами.

Кальцони (ит.), кальсонес (исп.) — разъемные штаны-чулки в эпоху средневековья. В XVI в. — все виды штанов до колен.

Камея — гемма с выпуклым рельефом; изготовляется из различных слоев полудрагоценного или драгоценного камня. Самые тем. ные слои используются как фон, более светлые как рельеф.

Камзол (фр.) — в XVI в. во Франции узкая мужская рубашка с атласными вышитыми или украшенными небольшими разрезами, рукавами, без воротника. Начиная с XVII в. камзолы шьют из шерстяной ткани.

Камизола — легкий жакет с длинными или короткими рукавами, часто элемент национальных костюмов. У некоторых народов его носят и женщины.

Канди (гр.) — рубашка с рукавами до локтя. Основная одежда древних ассирийцев и персов.

Кандуш (фр.) — верхняя мужская и женская одежда из одного куска материи с застежкой сзади.

Канезоу (канезу фр.) — женский короткий жилет, который был в моде около 1810 г.

Канитель — металлическая нить, имитирующая серебро или золото.

Каноны (фр.) — широкие кружевные мужские подвязки голландской и французской моды барокко.

Канотье (фр.) — жесткая округлая шляпка с плоской тульей и ровными полями, которая вошла в моду около 1900 года. Очень быстро ее стали носить и женщины.

Кант (нем.) — узкая цветная полоска, оторочка по краю или шву одежды. Иногда в него продергивают шнурок. Используется для отделки блузок, платьев, форменной одежды.

Кап (фр.) — в конце XVII в. во Франции род пелерины с капюшоном, заменивший ясенщинам большой широкий плащ. Кап всегда шили из черного шелка.

Капор (гол.) — женский и детский головной убор с лентами, завязывающимися под подбородком.

Капот (фр.) — в XIX в. женское домашнее платье свободного покроя, род халата. В середине XIX в. высоко надетая дамская шляпка, в конце века такие шляпки носили в основном пожилые женщины.

Капрон — синтетическое волокно, используется в производстве тканей, трикотажа. Отличается высокой износостойкостью, эластичностью, несминаемостью.

Капюшон (фр., лат.)
— откидной головной убор, прикрепляемый (на пуговицах, кнопках, молнии, пришитый и пр.) к вороту верхней одежды.

Карабин (фр.) — застежка особой конструкции на комбинезонах, рюкзаках и т.п.

Каракалла — узкая, спереди и сзади открытая туника, которую первоначально носили галлы. Любимая одежда римского императора Марка Аврелия (176-217), за что он получил прозвище Каракалла.

Карако (фр.) — дамский жакет с рукавами три четверти, который носили около 1790 года. Это укороченный редингот и предшественник расширенного казакина.

Каракуль — шкурки ягненка в возрасте 1-3 дней каракульской породы овец; ценный мех; отличается очень красивым, упругим плотным, шелковистым, блестящим волосяным покровом, образующим завитки различной формы. Используется для шитья манто пальто, жакетов, идет на воротники, шапки.

Каракульча — шкурки ягнят-недоносков (утробного развития 4,5-5,5 месяцев) каракульской породы овец; ценный мех; отличается низким, прилегающим к кожной ткани или только начавшим пробиваться блестящим шелковистым волосяным покровом с более или менее выраженным муаровым рисунком. Из него изготовляют манто, пальто, воротники и шляпы.

Карбатина (лат.) — наиболее распространенный тип античной обуви: кусок коровьей кожи, вырезанный в форме подошвы и прикрепленный к щиколотке шнурками, пропущенными через дырочки в подметке.

Кардиган (англ.) — шерстяной жакет по фигуре, без воротника, на пуговицах, с глубоким вырезом. Назван по имени графа Кардигана (1797-1868), носившего подобный жакет.

Каркас — в дамской моде 90-х годов XVIII в. господствовал очень неестественный S-образный силуэт женской фигуры, который возникал в результате того, что манишка на груди возвышалась настолько, что в ней утопал подбородок. Грудь приподнималась с помощью гибкого каркаса, который в шутку называли тромпоз, что означает «обманщица». Любители пышной или высокой груди при ближайшем знакомстве порой приходили в глубокое разочарование.

Каре (фр.) — в XIV-XVI вв. в Италии глубокий квадратный вырез на мужских кафтанах, назывался королевским зеркалом.

Карман — в нашем понимании вошел в мужскую моду только в последней трети XVII в. Впервые карманы были сделаны на камзоле эпохи Людовика XIV. Только позднее стали пришивать карманы к жилетам, а затем и к брюкам. С этого времени мужская одежда без них немыслима.

Карманьола (ит.) — короткая куртка с узкими фалдами и несколькими рядами металлических пуговиц, такие куртки носили жители Карманьолы в Пьемонте (Италия). Карманьола, длинные черные штаны, трехцветный жилет и фригийский колпак — одежда, широко распространенная в народе в период Французской революции (1789-1794). Отсюда и название революционной народной песни и танца карманьолы.

Каррик (гаррик) (англ.) — зимнее пальто, название, очевидно, происходит либо от ирландского города Каррик либо от имени известного в своё время актера (Гаррик); в обиходе были оба названия. Пальто имело большой декоративный воротник, закрывавший даже плечи, часто меховой, и не доходило до земли на 10-15 сантиметров. Мода на это пальто распространилась около 1800 г. из Англии в Европу. Около 1815 г. возник и дамский вариант этого пальто.

Картуз (гол.) — мужской головной убор: фуражка с козырьком; легкая летняя шапочка различного вида, кожаная или из ткани. Кроме того, название бумажного мешочка для разных сыпучих веществ.

Касторовая шляпа (лат., бобер) — фетровая шляпа, не всегда изготовленная из бобрового волоса, популярная преимущественно в XVIII в.

Кафтан — длинный свободный верхний плащ восточного (персидского?) происхождения, спереди открытый, иногда подпоясанный, обычно с широкими рукавами.

Кафтан польский — плотно облегал фигуру в поясе, нижние полы широкие. Кафтан такого покроя пользовался популярностью в Европе в XVII в.

Кафтан становой — носили в Московской Руси; с широкими недлинными рукавами, пуговицами на груди, разрезами на подоле, длиной до щиколоток.

Кафтан турский — носили в Московской Руси; без воротника, застежка только у шеи и на левом боку.

Каунакес — мех с длинной шерстью, который носили шумеры в III тысячелетии; позднее материя с ворсом, имитирующим мех.

Кацавейка — название происходит от русского «куцый». Русская народная женская одежда XIX в. типа кофты до колея (или короче), с длинными рукавами и небольшим отложным воротником. Теплые кацавейки шились на меху, вате, холодные — на подкладке. Сзади делали сборки. В середине XIX в. так же называлась модная зимняя одежда в виде короткой кофты, нередко бархатной, на ватной подкладке, с широкими рукавами, с закругленными внизу полами и меховой опушкой. Как предмет одежды кацавейка вышла из употребления в начале XX в., само же слово сохранилось: им насмешливо называют не теплую, «куцую» одежду.

Кашемир — ткань крепового переплетения из шерсти кашмирских коз. Шерсть этих коз славится тонкостью и длиной. Кашемир используется для дамской одежды и платков. Название происходит от индийского штата Кашмир.

Кашне (фр., букв, «прячь нос») — шейный платок или шарф.

Кевлар (англ.) — синтетическое волокно для замены стали; материал, из которого изготовляют пуленепробиваемые жилеты. По новейшей технологии волокна кевлара используются при производстве носков для увеличения износостойкости в пятке и мыске.

Кибитка — в начале XIX в. во Франции основной фасон дамской шляпы, например, с прямыми полями, глубокой, закрывающей в профиль все лицо.

Кидарис — головной убор ассиро-вавилонского царя из белого тонкого фетра, украденный золотыми чеканными пластинками.

Кика — так называемая «корона замужества», древнерусский женский головной убор в виде открытой короны, богато украшенной жемчугом, бисером, драгоценными камнями. Следуя старинному свадебному обычаю, кику надевала новобрачная. Позже так стали называть головной убор замужней женщины. Еще в начале XX в. кики носили в некоторых южный районах России.

Кисея — тонкая редкая ткань, в настоящее время хлопчатобумажная.

Кимоно — японская национальная одежда обоих полов: длинное свободное одеяние с широкими рукавами, подпоясанное широким поясом, который носит название оби. В XX в. кимоно ввел в европейскую женскую моду Поль Пуаре (1879-1944), известный французский портной и декоратор, с которым сотрудничали художники М.Вламник, Р.Дюфи и др.

Китовый ус — роговые пластины из верхней челюсти беззубых китов: применялись при изготовлении корсетов, различных прокладок, для сохранения формы одежды. Для изготовления корсета эпохи барокко был необходим целый килограмм китового уса.

Китч (нем.) — безвкусная продукция, рассчитанная на внешний, зачастую шокирующий эффект. Понятие возникло в немецком языке и первоначально означало дешевый предмет, а именно перекрашенную старую мебель, выдаваемую за новую. Во второй половине XIX — начале XX в. китч распространился как промышленная имитация оригинальных изделий. Со временем понятие вошло во многие языки для обозначения неэстетичных предметов, или людей с плохим вкусом. Сегодня главная роль в распространении китча отводится эстраде, шоу-бизнесу, поп- и рок-звездам. Шокирующие костюмы, оригинальный грим, экзотические татуировки (в частности, наклейки), всевозможные аксессуары подхватываются публикой в качестве новой моды.

Клеш (фр.) — женские брюки, увеличивающиеся в объеме книзу, подобно колоколу, от бедра или от колена. Вошли в моду в 20-30-е годы XX в. и напоминали пижамные брюки; в 70-х годах расширялись от колена; и вновь вошли в моду в 90-е годы. Так же стали называться юбки, плавно расширяющиеся от бедер.

Клипсы — украшение на уши. В XX в. благодаря своей простой застежке стали более популярными, чем серьги.

Клобук (тюрк.) — древнейшая шапка на Руси в виде колпака с меховой опушкой. Со временем стала монашеским головным убором.

Клок — длинный мужской и женский плащ, который носили в средние века в Европе.

Ковбойка — клетчатая рубашка, первоначально мужская, в настоящее время в основном женская: с длинными рукавами, погончиками на плечах, карманами. Удобная для повседневной носки, она практически не выходит из обихода, особенно в молодежной среде. Хорошо сочетается с брюками и юбкой.

Ковбойская шляпа - первоначально широкополая шляпа пастухов коровьих стад на западе Соединенных Штатов Америки. Время от времени различные варианты этой шляпы появляются в мужской и дамской моде.

Кожа — искусство выделки кожи было известно еще в древние времена. Из нее изготовляли обувь, иногда перчатки, но в основном она шла на меха для перевозки масел и вина. Места стыка кожаных полотен склеивали смолой и дегтем, а концы связывали петлями. Из кожи делали воздуходувные меха, сумки, ремни, стремена, седла, упряжь для лошадей, запряженных в колесницу, головные уборы, одежду (например, лосины). В последнее время используют и в спортивной и в выходной мужской и дамской одежде.

Кожух — старинная русская одежда, известная со времен Киевской Руси: род кафтана, подбитого мехом и украшенного жемчугом и кружевом; носили поверх зипуна. На Украине кожухами называли тулуп из овчины.

Козлик — шкурка козлят подсосного возраста до 1 месяца, а также козлят-недоносков различных пород коз. Из этой мягкой гладкой меховой шкурки изготовляют пальто, жакеты, воротники, шапки.

Козырь — высокий стоячий щегольский воротник русского кафтана, закрывавший весь затылок. Его делали из атласа и бархата, украшали золотом и серебром. От него происходит выражение «ходить козырем», то есть щеголем.

Кок (фр., букв. «петух») — в 30-е годы XIX в. во Франции мужская прическа, в которой короткие завитые в локоны волосы приподнимали надо лбом как гребень петуха. Эта прическа дополнялась бакенбардами.

Кокарда (фр.) — металлический значок установленного образца на форменной фуражке. Первоначально французская кокарда — кружок из стянутой в центре трехцветной ленты.
Кокошник — старинный русский головной убор из твердого материала, обтянутый золотой тканью, расшитый жемчугом, лентами, аппликациями из парчи и бархата. Кокошник имел матерчатое дно, спереди и по бокам украшался поднизями и рясной.

Колар — толстое, длинное кожаное пальто; жилет без рукавов.

Колготки — появились в пору наибольшей популярности рок-н-ролла, когда танец вынуждал женщину высоко вскидывать ноги или перелетать через голову партнера. Делать это в чулках довольно неудобно. С тех пор колготки претерпели множество изменений. Они были шелковыми, капроновыми, ажурными, цветными. Последнее слово моды — колготки с лайкрой. Это волокно изобрели специалисты фирмы «Дюпон». Лайкра сразу же покорила женские сердца. Она не только блестит, но и обтягивает. Колготки могут быть с блеском, полуб леском, полуматовые и матовые. Блеск зрительно полнит ноги, матовые колготки выглядят слишком строго. Есть колготки с лечебным действием. Они подтягивают мышцы ног, скрывают расширение вен, благотворно влияют на кровообращение. Можно приобрести антицеллюлитные колготки либо антиаллергические колготки... даже ароматизированные, возбуждающий запах которых производит неотразимое впечатление на мужчин. Самые дорогие — колготки с «бразильским эффектом». Они обтягивают, как корсет, моделируют и подправляют женскую фигуру. Есть колготки с подкройной хлопчатобумажной подкладкой, которые носят без... нижнего белья. Тонкие колготки незаменимы, если женщина надела супер-мини или длинную юбку с высокими разрезами. Стильно выглядят колготки повторяющие цвет обуви. Это зрительно удлиняет ногу. Дерзко выглядят колготки в цвет костюма...

Коленкор (фр.) — легкая жесткая гладкокрашеная или отбеленная хлопчатобумажная ткань; используется как подкладочная или прокладочная ткань при шитье одежды.

Колер (фр., лат.) — в XV-XVI вв. женский воротник, закрывающий плечи и шею, из которого позднее возникла рубашка хомутового покроя; цвет, окраска.

Колет (фр.) — мужская узкая куртка со стоячим воротником, с застежкой спереди.

Колпак — конусообразный головной убор (в частности, старинный головной убор некоторых народов Средней Азии). Шили колпаки из войлока, из четырех клиньев, расширяющихся книзу. Вверх украшали кисточкой. Клинья по бокам сшивали не до конца, что позволяло поднимать или опускать поля. Колпаки знати были с высокой тульей, подшитые черным бархатом, у бедных — отороченные сатином.

Колпак фригийский — головной убор конической формы, обычно красного цвета, верх загибался вперед. В античное время его носили фригийцы, позднее подобные шапки надевали в тюрьмах на бунтарей — это головной убор стал символом свободы. Именно поэтому во время Французской революции 1789-1794 годов он был выбран бедняками-санкюлотами в качестве нового символического головного убора. Такой колпак надела Марианна, ставшая символом Французской республики, на праздновании трехлетия революции, и именно в нем ее изображают на плакатах, открытках, монетах, почтовых марках и т.п.

Колты — в XV в. на Руси височные кольца, прикрепленные к женскому головному убору.

Колье (фр.) — ожерелье с драгоценными украшениями, подвесками.

Комбидресс (англ.) — в современной моде комбинация топа и трусиков. Элемент женской моды.

Комбинация (лат.) — женская сорочка.

Комбинезон (фр.) — название вошло в современный язык для обозначения спецодежды, а впервые возникло в 70-х годах XIX в., когда появилось белье, состоящее из рубашки и панталон. Вместо этого белья модницы стали носить комбинезон — костюм, в котором верхняя часть одежды соединена с нижней.

Комже — белая верхняя рубашка католических священников, густо присборенная у четырехугольного выреза, украшенная по кайме кружевом.

Конас (ассир.) — плащ, являвшийся знаком царского достоинства окрашивался пурпуром, украшался вышивкой и золотыми пластинками.

Контуш (кунтуш) или адриен (фр.) — в XVIII в. широкое длинное платье, спадающее на спине широкими складками; могло быть распашным, реже накладным, скреплялось на груди с помощью лент.

Конфедератка (польск.) — польская национальная шапочка с четырехугольным верхом.

Коралл — морской полип, коралл красный, живущий обычно большими колониями в теплых морях. Он выделяет известковую массу, окрашенную в красный, розовый или оранжевый цвет. Коралловые колонии ломают, членят и шлифуют. Римляне и галлы использовали кораллы для декоративных целей. В средние века коралловое ожерелье считалось средством защиты от заразных болезней, в это время из него делали прежде всего четки. Самые искусные изделия из коралла в XX в. производят в Италии и Японии.

Кордельер — длинная цепь, в основном золотая, которая свисала с пояса. Украшение XVI столетия.

Корзно (крзно) — славянский плащ без рукавов, с застежкой на правом плече. Мог быть на подкладке из дорогой материи или меха, иногда целиком меховым или лишь отороченным мехом.

Коримбос, или греческий узел (гр.) — классическая женская прическа в Древней Греции: длинные волосы расчесывали на прямой пробор, завивали волнами и спускали на лоб так, чтобы между бровями и волосами лоб открывался на ширину двух пальцев. Далее волосы спускали вдоль щек, а на затылке убирали в узел, скрепляли шпильками и узкими ленточками. Часто для волос использовали сетку.

Корона (лат., букв, «венец, венок») — головной убор из драгоценных металлов с украшениями — символ монархической власти.

Корсаж (фр.) — часть женского платья от шеи до талии; жесткий пояс юбки, или особая широкая тесьма для такого пояса.

Корсет (фр.) — особый пояс с металлическими планками, стягивающий нижнюю часть грудной клетки и живот. Подобие будущего корсажа, шнуровки, стягивающей и подчеркивающей формы фигуры, встречается уже у античных народов. Под хитонами и туниками носились кожаные пояски, подчеркивающие грудь (а порой уже и поддерживающие ее) и талию. Подобие корсета в виде самостоятельной части одежды появляется в XIV в. в бургундской моде. Тип корсета менялся с изменениями моды. То он был больше, чем современный женский закрытый купальник, то становился узким, как широкий пояс; то приподнимал грудь, то делал ее плоской; то подчеркивал бока, то скрывал их, делая мальчишескими (в новейшее время) и т.д. Первая большая эпоха корсета наступает с распространением испанской моды с середины XVI до середины XVII столетия. В отличие от бургундской испанская мода полностью сглаживает бюст, поэтому корсет на каркасе из деревянных палочек, металла или кости, превратился в панцирь, который совершенно деформировал женскую фигуру. Чтобы грудь не развивалась, маленьким девочкам накладывали на грудь на ночь свинцовые пластины. В это время корсетом пользовались и мужчины для утягивания талии. Только в середине XVII в. под влиянием французской моды снова возвращается обычай подчеркивать (поддерживать и приподнимать) бюст и делать большое декольте. Корсеты из шелка, сатина и атласа, украшенные кружевом, представляют собой изогнутую опору бюста; недостатки фигуры скрываются с помощью накладок. Позднее корсеты приобрели воронкообразную форму и сужались спереди углом; на боках удерживались с помощью каркаса из стальных пружин. Важную роль играл корсет в эпоху рококо — вместе с кринолином он составлял основу дамского выходного туалета. Форма корсета в то время остается почти неизменной; только корсет, распространенный Англии, отличался от французского тем, что шнуровался на спине и не затягивался туго. Французская революция отбросила вместе с некоторыми частями одежды и корсет, это было обосновано философскими и эстетическими доводами. После 1810 г. он снова вернулся в женскую моду почти на целых два столетия. Производством корсетов уже занимались не швеи, а специалисты — корсетчики, а после 1820 г. возникает промышленное производство корсетов. Первым шагом к полному отказу от корсета, против которого выступали многие врачи, философы и реформаторы со времени Французской революции, была реформа парижского короля моды Пуаре, предложившего в 1905 г. рубашечный покрой женского платья без корсета. После Первой мировой войны корсеты наконец полностью исчезают из дамской моды, их заменяют гибкие и легкие грации. Все же время от времени и в современной моде появляется подобие корсета.

Коса — из натуральных или искусственных волос является популярной деталью мужских и женских причесок почти во все эпохи. В Древнем Египте коса из искусственных волос была не только украшением, но и знаком занимаемого положения. Очень модными стали косы у женщин в эпоху средневековья, а также в мужских париках в стиле рококо. Разноцветные искусственные косы из шелковых, шерстяных и других волокон являются принадлежностью некоторых национальных костюмов. В XX в. искусственные косы используются для сложных вечерних дамских причесок.

Косметика — слово означает «приведение в порядок» или «искусство украшать» и происходит от греческого «космет» — так назывались рабыни, умащавшие тело и украшавшие лица своих хозяек. Родиной косметика считается Египет (его жители применяли белила, обводили контур глаз зеленой углекислой медью, пользовались маслами, содержащими ладан, мирру, мускус и розовое масло). В Египте был составлен первый рецепт для окраски седых волос в черный цвет (в состав этой краски входила кровь черных животных). Многие косметические средства обладали и целебными свойствами. Например, краска для век в Египте применялась в качестве профилактического средства от глазных болезней. Косметика была развита и в Ассирии, Индии, Персии, доколумбовых культурах Америки и др. Из Египта косметика проникла в Грецию, а позднее в Рим. В Древней Греции женщины пользовались белилами (из свинца), румянами (искусственная киноварь) и пудрой, которую изготовляли из ароматных цветов, стертых в порошок. Римляне значительно расширили набор применяемых косметических средств: лосьон из миндального масла с молоком, мыло, окрашивающее волосы в рыжий цвет, зубной порошок из измельченного рога и пемзы. В результате крестовых походов в Европе появились аравииские косметические средства и стал известен способ приготовления розовой воды. В эпоху возрождения в Италии гримирование лица было возведено в ранг искусства. Модный в то время белокурый цвет волос достигался различными способами: их красили с помощью органических и минеральных красителей; обесцвечивали на солнце, разложив на полях специальной шляпы, закрывающей лицо; использовали накладные волосы нужного цвета. Во Франции косметика особенно активно развивалась в XVII и XVIII вв. Элегантная дама использовала различные притирания, белила, румяна, сулему, квасцы, коровий помет, уксус, духи, миндальное молоко и т.п. В XVIII в. пудра и румяна стали непременной принадлежностью туалета женщин, независимо от их общественного положения. Однако применение косметики одобрялось не во всех странах Западной Европы: в Англии и Голландии в VII в. по религиозным причинам запрещалось использовать косметические средства, подкрашивать лицо, пользоваться духами. Нарушившим запрет грозило обвинение в колдовстве и расторжении брака. В России XVII в. косметикой увлекались боярыни: сурьмили брови, наносили белила, румянились, даже красили зубы. Церковь тщетно выступала против этого. Начиная с XVII в. Франция стала законодательницей моды на косметику и на протяжении трех столетий ею и оставалась. Косметика сегодня — сфера деятельности фармакологов, физиологов, врачей-косметологов, гримеров и... каждой женщины в отдельности.

Косоворотка — традиционная мужская рубаха на Руси: туникообразная, с разрезом с левой стороны ворота, украшалась вышивкой.

Костюм английский — в настоящее время так называется строгий деловой дамский костюм. Сложился в XVIII в. в качестве мужского: англичане в это время носили как повседневную одежду костюм для верховой езды: фрак, узкие панталоны, сапоги с отворотами и поверх фрака — редингот. Характерные черты этого костюма — строгость и простота линий покроя, мягкие и спокойные цвета. К 80-м годам XIX в. строгая деловитость этой мужской одежды была подхвачена дамской модой: появились прямая юбка, жакет на подкладке, с воротником и лацканами. Шили костюм из плотных тканей спокойных оттенков, обычно в полоску или клетку. С некоторыми изменениями костюм сохранился до наших дней.

Костюм стильный — костюм, популярный в среде английской молодежи в 50-е годы XX в.: пиджак до колен, мешковатые брюки, широкополая шляпа.

Костюм итонский — форма студентов королевского колледжа в Итоне (Англия) длинные серые в тонкую полоску брюки, короткий жилет и черный пиджак с блестящими лацканами, который не застегивается походит на фрак без пол. Итонский костюм дополняется цилиндром и большим белым накрахмаленным воротником, шелковым галстуком.

«Костюм прыгуна» — современный мужской и женский комбинезон в обтяжку, напоминающий по покрою костюм парашютиста.

Костюм-сафари — женский или мужской хлопчатобумажный костюм, состоящий из длинного жакета с короткими рукавами и накладными карманами, брюк или шортов. Название происходит от сафари — охотничьей экспедиции в Африке.

Костюм тирольский — традиционная мужская одежда жителей Тироля, часто отождествлявшаяся с национальным костюмом Австрии: белая рубаха с отложным воротником, жилет, куртка, шляпа с пером, короткие кожаные штаны, чулки, туфли и т.д.

Косынка — используется в конце XVIII в. для прикрытия декольте.

Котелок — вошел в моду после 1850 г., когда цилиндр перестает быть обязательной принадлежностью одежды для выхода. Он являет собой как бы компромисс между цилиндром и фетровой шляпой. Котелок имеет Узкие ровные поля и жесткую куполообразную тулью, он почти всегда черного цвета, изредка серого.

Котт (котта) (фр., англ.) — безрукавная верхняя одежда раннего средневековья.

Котт-де-май (фр.) — кольчуга средневековых рыцарей.

Котильон (фр.) — первоначально няя юбка. В 1775 г. так стал называться танец, во время которого были видны нижние юбки.

Котурны (гр.) — первоначально так назывались высокие закрытые сапоги из мягкой дорогой кожи, носили их лишь состоятельные люди. Около 500 г. до нашей эры котурны стали делать на толстой подошве, сначала из кожи, потом из пробки. Котурны носили актеры в греческих трагедиях, чтобы выглядеть выше на сцене. Котурны изготовлялись из цветной кожи и богато украшались. Котурны вернулись к нам в 70-е годы XX в. под названием « платформы».

Коты — на Руси женская обувь типа полусапожек, с алой суконной оторочкой; мужская верхняя обувь типа калош.

Кофья-де-папос (исп.) — национальный испанский женский головной убор из белого полотна, заложенного в мелкую складку.

Кошелек — в древние времена роль кошельков играли обычные мешочки: из кожи и бархата с золотыми и серебряными украшениями — у людей знатных и состоятельных, из холста — у бедных. До XIV в. карманов не существовало, а так как, кроме денег, могли понадобиться и другие вещи, например, ключи, мешочки были довольно больших размеров. В конце XIII в. появились так называемые сарацинские кисеты, привезенные крестоносцами с Востока. Они были украшены серебряными колокольчиками, эма
лью, миниатюрными портретами. Когда в ХIV в. на одежде появились карманы, увлечение кисетами пошло на убыль, но взамен появились небольшие кошельки для хранения круглых монет. С появлением бумажных денег кошельки увеличились в размерах, а дамы стали носить ридикюли. Лишь в середине XIX в. получил распространение кошелек, называемый сейчас бумажником. В Европе в первой половине XVIII в. пользовалась популярностью мужская прическа «кошелек» в стиле рококо: волосы завиЕали в локоны или гладко зачесывали назад, связывали черной лентой или прятали в черный мешочек «кошелек»; волосы пудрили.

Краги (гол., букв, «воротник») — первоначально слово обозначало широкий воротник. Затем так стали называть широкие отвороты у перчаток и кожаные накладные голенища на крючках, со шнуровкой. Краги были деталью военной формы в некоторых армиях.

Креп — тонкая редкая ткань, шелковая или хлопчатобумажная. Предназначалась преимущественно для вуалей.

Крепиды (греч.) — античная (греческая) обувь в виде подошвы с бортиком, к которому прикреплялись узкие ремешки.

Кримплен — ткань из синтетического волокна, напоминающая натуральные ткани; легко стирается, не мнется. Из нее шьют верхнюю одежду. В России ткань пользовалась необычайной популярностью в середине 70-х годов.

Кринолин (фр.) — первоначально жесткая материя из волоса. Сначала из нее делали солдатские воротники, затем стали делать юбки. Широкая отстающая женская юбка из жесткой материи или юбка, поддерживаемая другой жесткой юбкой, деревянной или проволочной конструкцией, китовым усом, бамбуковыми кольцами, резиновыми шлангами, наполненными воздухом, или нижней юбкой из накрахмаленного полотна. В истории моды такая юбка появляется несколько раз. Особенно модной она была в 1850-1870 годы. Испанское название кринолина — вердугос или вертугаде, то есть каркас, который находится внутри. Во Франции юбка на каркасе называлась вертюгаль, оно означало «страж целомудрия».

Кролик — на меховые изделия идут наиболее ценные меховые породы кроликов: шиншила, фландр, венский голубой, белый великан, шампань. Из кроличьего меха шьют манто, пальто, шапки, воротники.

Кружево — полоска или кусок текстиля, получаемого путем шитья, вязания или плетения. Кружево появилось в Европе на рубеже XV-XVI вв. Первое кружево шилось иглой. Знаменитые шитые кружева изготавливались в Венеции, в городе Алансоне, в Брюсселе. В XVI в. кружево было в большой моде, поэтому многие города Франции занимались этим трудным, но выгодным делом. Плели кружево из разных ниток: льняных, шелковых, шерстяных. Было также серебряное и золотое кружево. К концу XVI в. в моду вошел гипюр. Для того чтобы кружево было тонким, как правило, использовали труд детей. Маленькие девочки работали с влажной льняной куделью — только детские пальчики могли уловить тот момент, когда нитка становится нужной толщины. Такую нитку — брабантскую — закупали в разных странах для изготовления кружев. В 1837 г. была изобретена машина для изготовления кружев. Они стали дешевле, и их использо¬вали для отделки женского белья. С этого времени кружева не предмет роскоши, а обычное украшение белья и одежды. Известно несколько видов кружева: алансон, блонда, брабант, брюссельское, валансьен, венецианское, малин, торшон, фламандское, шантильи.

Крузелер — типичный женский головной убор 1340-1430 годов. Встречается в различных видах: как платок и как чепец. Характерным для него является украшение из многочисленных складок.

Крытый чепец — женский чепец второй половины XVI в. с надставками по бокам в виде крыльев.

Куафер (фр.) — в старину высококвалифицированный парикмахер. Название появилось в XVIII в. во Франции, когда при дворе Марии-Антуанетты была учреждена Академия парикмахерского искусства.

Куколь — капюшон, колпак, пришитый к вороту одежды.

Кукулус — античный плащ с капюшоном, который носили древние германцы.

Кулон (фр.) — ювелирное шейное украшение в виде одного или нескольких драгоценных камней на цепочке.

Куль де Пари (букв, с фр. — «парижский зад»; др. Название — «искусственный зад») — расширенная юбка, отстающая сзади от боков, поддерживаемая металлическими обручами, костями и другими средствами, сверху украшенная воланами и лентами. Была в моде в XVIII в. и около 1880 г.

Кумач — ткань, распространенная в Московской Руси XV-XVII вв. Простая хлопчатобумажная ткань, обычно алого, изредка синего цвета; сначала из нее шили сарафаны, затем флаги.

Купальные костюмы — распространились только в конце XIX в. Дамский купальник на рубеже столетия шили из цветного ситца и украшали оборками. К нему надевались также черные купальные чулки. Мужской купальный костюм состоял из хлопчатобумажного трико, обычно в сине-белую или красно-белую полоску. Уже тогда появились короткие прилегающие треугольные плавки из красного ситца — предшественники современных шерстяных мужских плавок. Женские купальники приобрели более современный вид только в 20-е годы нашего столетия, когда их начинают изготовлять из трикотажа. Сегодня модные женские купальные костюмы шьют из самых различных материалов. Модны как цельные купальники, так и состоящие из двух частей. Особую популярность обретают моно-кини, то есть без верха, — крохотный треугольник материи на лобке.

Купальный чепец, ночной чепчик — первоначально чепцы имели чисто практическое значение — для купания и сна. В 1780-1785 гг. стали дополнением выходного туалета, часто украшались лентами и кружевами.

Куртка (лат.) — первоначально короткая, наглухо застегивающаяся мужская верхняя одежда. В России нечто подобное появилось в самом конце XV111 в. В настоящее время так называется мужская и женская верхняя одежда, фасон и длина которой меняются в зависимости от моды.

Куртка а ля Гарибальди — шилась из красного кашемира, украшалась золотым позументом и пуговицами, особенно популярна в женской моде около 1860 г. Такую куртку носил итальянский патриот Джузеппе Гарибальди.

Куртуазный (фр.) — в средневековой Европе изысканно вежливый, благородный, любезный.

Куяк — в Х-ХШ вв. на Руси кожаная безрукавная рубаха с нашитыми металлическими бляхами. Одежда простых воинов.

Кэтогэн — прическа, названная по имени лорда Кэтогэна. Длинные волосы сзади стягивались лентой, заплетались или укладывались в сетку. Прическа распространилась при французском дворе во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715-1723). Из Франции эта мода проникла в Пруссию, где она привилась, в первую очередь, среди солдат-пехотинцев. Во второй половине XVIII в. так назывались пучки из волос на шее в дамских прическах.

Кюлоты (фр.) — дворянская одежда: мужские штаны длиной до колена. Вошли в моду во Франции в XVI в. и, видоизменяясь, удерживались до XIX в.

Ярлыки:

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

<< Главная страница

Сайт создан в системе uCoz