П
Паволок — в X—XVII вв. все дорогие привозные ткани на Руси.
Палантин (фр.) — введен во Франции невесткой Людовика XIV Элизабеттой Шарлоттой Палатинской. Его из кружев, шелка или бархата, на тёплой подкладке, иногда на ватине, часто оторачивали мехом. Палантин служил не только для украшения, но и для защиты от холода.
Палевый (фр.) — бледно-желтый цвет с розовым оттенком.
Палла (лат.) — древнеримская женская одежда из полотняной или шерстяной ткани. В эпоху Римской империи богатые римлянки предпочитали драпироваться в паллы из полупрозрачных тканей (II век до нашей эры — III век нашей эры). Случалось под паллой не было ни столы ни туники.
Паллиум (лат.) — первоначально широкий плащ, наподобие гиматия, был распространен в Греции, а позднее и в Риме. Позднее — округлая часть ризы, которая покрывает грудь, плечи и спину. Спереди и сзади с нее свисают длинные ленты. Сам круг и полоски шириной около 5 см делаются из белой шерсти и украшаются четырьмя черными крестами. Паллиум носит папа во время особых литургических служб, а также в некоторых случаях епископы и архиепископы.
Пальмерстон (англ.) — мужское пальто, сзади плотно прилегающее в талии. Названо по имени английского дипломата лорда Пальмерстона (1784-1865).
Пальто (гол.) — первоначально «одежда с рукавами» — в отличие от накидок и плащей. В настоящее время так называется верхняя распашная одежда, обычно из плотного материала, с карманами.
Пальто а ля Спенсер — короткое узкое пальто светлых тонов без пол. Вошло в моду в 90-е годы XVIII в. (названо в честь лорда Спенсера), когда возникла необходимость в более теплой верхней одежде, поскольку нижние одежды шились из тонких материалов. Когда хотели прикрыть только верхнюю часть корпуса, надевали это пальто. Длинные рукава пальто а ля Спенсер заканчивались обычно воронкообразным удлинением, напоминающим рукава XIV столетия. Пальто быстро исчезло из мужской моды, оставшись принадлежностью только женского гардероба.
Палудаментум (лат.) — пурпурный плащ римских полководцев, по покрою похожий на лацерну. В нем они появлялись в Риме на Капитолии после успешного завершения войны. Как всякий военный плащ, палудаментум оставлял открытой правую руку. На правом плече его скрепляли драгоценной фибулой из золота.
Панама — плотная, сравнительно тяжелая шелковая ткань из искусственного волокна, идущая на шитье женских костюмов, платьев; летняя широкополая шляпа из соломки или из ткани типа жесткого полотна. Название связано с республикой Панама (Центральная Америка).
Панталоны (фр.) — длинные, нестянутые внизу мужские брюки; вошли в моду в период Французской революции, заменили брюки до колен и стали принадлежностью мужского туалета до наших дней.
Пантофли — произошли от котурна, через Византию попали в Италию, где их называли «пантофли» — пробковая обувь. В конце XV в. появляются во Франции. Первоначально это была модная мужская обувь. В XIV и XV вв. пантофли имели толстую деревянную подошву и обувались на модную в то время клювообразную обувь. В XVI в. пантофли становятся принадлежностью исключительно женской моды. В конце XVIII в. они превращаются в обычные домашние туфли.
Панье (фр. «корзина») — нижняя юбка, натянутая на китовый ус или на деревянные обручи, сплюснутая спереди и сзади, с краем подола в виде эллипса. Родина панье — Англия. В 1718 г. панье вошло в моду во Франции, благодаря принцессе де Монтаны она была кривобока, и огромное широкое панье помогло ей скрыть этот дефект.
Папаха — традиционный мужской головной убор народного Кавказа: высокая папаха из овчины.
Папильотка (фр.) — жесткий жгутик, например из бумаги, на который накручивали волосы для завивки.
Паранджа — в Средней Азии верхняя одежда, без которой женщинам-мусульманкам запрещалось выходить из дома: широкий халат со скрепленными за спиной длинными ложными рукавами, покрывающий женщину с головой. Носили паранджу в основном в городах.
Парасоль (фр.) — зонтик от солнца. Парик (нем., фр.) — накладные волосы нашитые на основу, обычно матерчатую. Парики известны с древних времен. Их делали из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в различные тона. Форма и размеры парика указывали на социальное положение его владельца. В Древнем Риме особенно ценились парики, изготовленные из светлых волос, захваченных в плен тевтонов. Римская знать предпочитала золотое напыление на париках. Наибольшее распространение парики получили в XVII в. при Людовике XIV.
Парик «алонж» (фр., удлинять) — мужской парик из длинных волос, завитых в локоны, ниспадающие по плечам. Впервые появляется в XVII в . при дворе Людовика XIV, а позднее распространяется повсюду, где господствует французское влияние и вкус. До сих пор такой парик носят английские судьи. Парик а ля Кадене — в XVII в. получил название по имени господина де Кадене, который, будучи в гостях у мадам де Морель, заснул прямо в гостиной. В это время дочери хозяйки тихо подкрались к нему и развлекались тем, что заплетали ленты в его локоны. Новая прическа привела в восторг хозяйку и ее гостей, господин Кадене сделал вид, что так и было задумано специально и... стал автором моды, которая распространилась во франции, Англии, Германии, Голландии.
Парусина — очень прочная, плотная, толстая, тяжелая, жесткая ткань из льняной или хлопчатобумажной пряжи. Используется для шитья рабочей одежды, рукавиц, плащей, верха обуви и т.д.
Парфюмерия (фр., ит.) — ароматические вещества бытового назначения: духи, одеколон (фр., букв, «кельнская вода»), туалетная вода, душистое мыло и т.п. Изготовление парфюмерных изделий обычно сочетается с производством косметики. Благовонные масла и мази применяли еще в глубокой древности, например в Египте и Ассирии. Уже в Древней Греции стали ароматизировать не только тело, но и постель и одежду. Для этого применяли не мази и духи, а пудру из тертых подсушенных пахучих цветов. Из Греции парфюмерно-косметические средства добрались до Рима. Особой популярностью в средние века пользовался мускус. В XVI в. на смену ему пришла амбра, которая стоила дешевле мускуса. Свое дальнейшее развитие парфюмерия (и косметика) получила во Франции в XVII-XVIII вв. С тех пор и по сей день Франция диктует всему миру свои вкусы в парфюмерии и косметике.
Парча — тяжелая шелковая ткань с узором, вытканная золотыми или серебряными нитями (обычно это льняные нити, обвитые тонкой золотой или позолоченной нитью) Парча использовалась для парадной дворцовой и церковной одежды.
Пахитоса (исп.) — тонкая папироса из табака, завернутая в лист кукурузы.
Пачка — пышная короткая многослойная юбка танцовщицы. Впервые была сделана в 1839 г. для итальянской балерины М.Тальони. Педикюр (фр.) — специальный уход за пальцами ног: чистка и полировка ногтей, удаление мозолей и т.п.
Пейсы — длинные неподстриженные пряди волос на висках, элемент прически иудейских священнослужителей.
Пекторал — швейное металлическое украшение, облегающее грудь и плечи.
Пелерина (фр., странник) — накидка на плечи, обычно не доходящая до талии (первоначально такую накидку носили паломники); воротник в виде такой накидки.
Пенсне (фр.) — очки без заушных дужек, держащиеся на носу с помощью пружины, зажимающей переносицу. Появились в середине XIX в., пользовались большим успехом, так как были менее заметны, чем обычные очки.
Пенула (лат.) — плащ, обычно округлой формы, имеющей в центре вырез для головы.
Пеньюар (фр.) — женский домашний туалет свободного покроя, первоначально — туалет для причесывания.
Пенька — волокна конопли, отделенные вымачиванием в воде, трепкой и ческой от деревянистых частей.
Пеплос (гр.) — верхняя одежда женщин Древней Греции, длиннее хитона с большим количеством складок, с правой стороны не сшита.
Перевязь — полоска дорогой материи, чаще всего шелковой, свободно перекинутая через плечо поверх одежды. Она, явилась предшественницей униформы еще во время Тридцатилетней войны одежда солдат была разнородной, и единым опознавательным знаком отдельных армий были перевязи. Сначала перевязь носили через одно плечо, наискось перекинув на противоположный бок и связав на боку или спине, при этом концы перевязи свободно спускались вниз. Затем в моду вошел новый обычай повязывать перевязь вокруг корпуса, а на боках завязывать ее бантом. При Людовике XIV носили сплетенную перевязь поверх камзола. В ХVШ в. в моде были халаты, свободно подхваченные перевязью. Предшественником перевязи является декоративный ремешок, который надевали через левое плечо в XIV и XV вв. для ношения охотничьего рога. С конца XVIII в. и в дамской моде появляются широкие пояса со свисающими концами, которые тоже называют перевязями.
Передник — одежда древних египтян, состоящая из куска ткани, прикрепленного к поясу; предшественник современного передника.
Перл (фр.) — старинное название жемчуга.
Перламутр (нем.) — внутренняя оболочка некоторых раковин с характерной переливчатой окраской. Широко применяется для изготовления украшений, пуговиц и т.п.
Перлон — искусственное шелковое волокно, с такими же свойствами, что и нейлон.
Перманент (фр.) — шестимесячная завивка, изобретенная немецким парикмахером Карлом Неслером в 1925 г. Длительный срок завивки достигается химической обработкой волос.
Перстень — украшение, надеваемое на палец. Известно со времен Древнего Египта. Во времена Римской Республики сенаторы и всадники носили золотые перстни, а простые граждане железные. В Римской империи золотые перстни могли носить все граждане Рима. В Древней Руси перстни могли носить все — от царя до крестьянина. Во времена раннего средневековья в Западной Европе было принято носить одно кольцо на безымянном пальце, к позднему средневековью все пальцы рук были усыпаны перстнями. Носили даже по два перстня на одном пальце (по одному на суставе!). В XVII в. пришла мода на перстни с большими гранеными камнями в центре. В XVIII в. предпочтение отдавалось бриллиантам в скромной оправе. В период наполеоновских войн в Европе появилась мода на тонкие перстни из чугуна. Сегодня мода на перстни все время меняется. Многие драгоценные камни переживают второе, а то и третье рождение.
Перчатки — как украшение и средство защиты рук были известны уже в Древнем Египте. Первоначально их делали в виде мешков, без отверстий для пальцев, только позднее возникло нечто вроде варежек. Однако издавна известны и перчатки с пальцами: египтянки и римлянки защищали ими руки во время работы и еды. В средние века носили перчатки без пальцев, наподобие современных рукавиц. Кожаные рукавицы на суконной подкладке, или рукавицы из железных колец были частью охотничьего или воинского облачения и снаряжения. Перчатки королей и высшего духовенства богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. В средние века перчатка часто имела символическое значение: ее получали рыцари при посвящении в звание, епископы при введении в сан, представители городского сословия в знак различных привилегий. Брошенная перчатка означала вызов к бою. Начиная с XI в. женщины в качестве украшения носили перчатки из белого полотна длиной до локтя. Дамская перчатка на рыцарском шлеме, а позднее шляпе кавалера — знак особой расположенности ее хозяйки к удостоившемуся такого подарка мужчине. Шелковые и кожаные перчатки, украшенные вышивкой и драгоценными камнями, распространились в средние века как предмет роскоши, дополнение к костюму богатых сословий. В XVI в. в Италии и Испании начали носить надушенные перчатки. Вместе с появлением вязаных чулок в XVI в. приходит мода и на вязаные перчатки, однако кожаные по-прежнему считаются более элегантными. В XVII и XVIII вв. как мужчин, так и женщины носили перчатки, богато украшенные вышивкой. В мужском костюме стиля барокко и рококо кружевные манжеты закрывали почти всю руку, для перчатки не оставалось много места; зато дамские перчатки в это время становятся важным модным аксессуаром. В начале XIX в. появляются половинчатые дамские перчатки, которые оставляют кончики пальцев эротично незакрытыми. В XIX в. возвращается мода на мужские перчатки — уже без украшений, подчеркивается, скорее, хороший покрой и качественный материал. На рубеже столетий в моду входят дамские нитяные перчатки с вытканным узором — противовес модным ажурным чулкам. Вечерние перчатки были длинные, выше локтя, и без пальцев, дневные — с пальцами. Сегодня перчатки из самых различных материалов, самого различного цвета и длины являются неотъемлемой частью мужской и женской одежды.
Пестряди — с X по XVII в. на Руси ткани из ниток разного цвета.
Петасос или петас — элемент греческого костюма для путешествий: круглая войлочная шляпа с плоской тульей и широкими полями, подвешенная сзади на ремне, проходящем под подбородком. Носили ее и римляне.
Пигаш (фр.) — мягкая кожаная обувь с длинным носом, набитым конским волосом. ХП-ХШ вв.
Пиджак — мужской короткий однобортный или двубортный пиджак, появляется под названием «сак» в конце XIX в. в Англии. Во второй половине XVII столетия сложились три основных элемента современного мужского гардероба: пиджак, жилет и брюки. В эпоху Людовика XIV пиджак получил название жюстокор (фр., прилегающий к телу) или камзол. Он был длиной до колен, шился из тяжелых, богато вышитых материй, имел широкие рукава, большие карманы и множество пуговиц. В 1740-1745 гг. нижняя часть камзола и жилета сажалась на китовый ус или вощеное полотно (почти как дамские кринолины).
Пижама — стала известна в Европе в XIX в. благодаря путешественникам, завезшим ее из тропиков. Только с начала XX в. пижама все больше входит в моду, особенно у мужчин, которым сейчас она полностью заменила ночную рубашку.
Пилеолус — круглая шапочка, которую носят: папа римский (белого цвета), кардинал (красного цвета), епископ (фиолетового цвета) и аббаты (черного цвета).
Пилос (греч.) — головной убор простолюдинов, наподобие чепца из кожи, войлока, соломы или меха, который носили греки и римляне.
Пимы — высокие сапоги мехом наружу у народов Севера и Сибири.
Платно — длинный парадный кафтан принадлежность царского облачения.
Платок носовой — имеет очень давнюю историю, но прежние времена это был совсем не тот носовой платок, который мы носим в кармане. В Древнем Риме платки служили для вытирания пота. Но сморкание при посторонних было не принято и считалось дурным тоном. В III в. нашей эры платком вытирали рот за столом. Во времена Византии платок — символ чести и знатности, в эпоху Возрождения — часть приданого невесты. Дамы часто держали богато украшенные платки в руке, чтобы привлечь внимание кавалеров. Такие платки были очень дорогими и стоили целое состояние. При французском дворе XVI в. появляется платок для вытирания слез, а также платок для сморкания. Платки украшали кружевом и вышивками, сильно душили, чтобы скрыть запах пота, ведь вместо мытья рук было принято протирать кончики пальцев влажным платком. Когда появилась мода на нюхание табака, на платках стали оставаться некрасивые пятна, и декоративный платок исчез из обихода. Его заменил самый обычный платок, похожий на тот, каким мы пользуемся сегодня. Уже в XVIII в. носовой платок стал массовой продукцией. Сегодня маленький платок является непременным элементом классического костюма — он украшает нагрудный карман.
Платье для коктейлей — короткое нарядное платье для приемов во второй половине дня. Первоначально элемент английской моды.
Платье к званому чаю — нарядное поэтическое платье свободного покроя для пятичасового чая у англичан; изготовлялось из мягких тканей, с нежным сочетанием цветов.
Платье-пальто — платье свободного, прямого или расширенного силуэта, производит впечатление летнего пальто, шьется из сравнительно толстого материала. Вошло в моду в 1967 г.
Платье «принцесс» — платье, не отрезное по талии, прилегающей формы. Названо так англичанином Бортом, создавшим этот покрой. Вошло в моду во второй половине 50-х годов XX в.
Платье-рубашка — платье прямого покроя, неотрезное, без фиксированной линии талии. Вошло в моду во второй половине 50-х годов XX в.
Платье «сафари» — платье прямого покроя с погонами, накладными карманами, металлическими пуговицами; на груди пришиты «петли» для патронов. Название связано с сафари — охотничьей экспедиции в Африке.
Плащ — в Древней Руси широкая распашная одежда без рукавов, надеваемая внакидку. В XVIII в. появляется плащ-пелерина. В XX в. плащом стали называть макинтош, а позже — любую подобную верхнюю одежду из легкого плотного материала с водоотталкивающими свойствами на застежке.
Плащ-накидка — короткая готическая накидка, покрывающая голову, плечи, шею и часть груди и спины. Украшалась по краям ровной каймой или зубчиками, а иногда и колокольчиками.
Плед (англ.) — традиционный плащ шотландских горцев в виде четырехугольного полотнища из шерстяной ткани, обычно клетчатой, перекидывается через левое плечо; большая шаль (иногда с бахромой) из шерстяной, главным образом клетчатой, ткани, которая используется как покрывало.
Плерезы (фр.) — траурные нашивки на платьях; страусовые перья для женских шляп.
Плиссе — мелкие незастроченные складки на ткани, были известны уже в древности (Египет). Сегодня плиссе делается с помощью специальной машины.
Плиссированная юбка — юбка в мелкую незастроченную складку. В начале складки делались вручную, затем с помощью машины.
Плувиал — пышно вышитое украшение на спине, в форме капюшона. Плувиал возник из накидки с капюшоном, которую носили с IX в. знать и монахи во время крестного хода или в хоре. Теперь это широкая, длиной до пят накидка.
Плундры или шаравоны — во второй половине XVI столетия мужские брюки с разрезами, под которыми была подкладка с прокладкой, поэтому их также называли штанами с начинкой. Плундры относятся к самым экстравагантным явлениям в истории одежды. Чем проще был их крой, тем более странно они выглядели. Отличались они от прежних брюк величиной, кроились гораздо шире, чем нога, и собирались вокруг тела в частые сборки.
Плюмаж (фр.) — украшение из перьев на головных уборах, на конской сбруе.
Плюш (нем.) — ворсистая ткань с ворсом до 8 миллиметров на лицевой стороне. Используется для декоративных целей и шитья женских платьев.
Повойник — русский народный женский головной убор, заменяющий чепец.
Повязка — типичный головной убор женщин в XIII в., состоит из полоски полотна, плотно обвивающей подбородок и голову, и венца надо лбом, который делается или из накрахмаленного полотна или с помощью твердой прокладки. К этому головному убору часто надевается обруч на лоб или зубчатая корона.
Подвески — были известны в глубокой древности. Начиная с XV в. подвески встречаются все чаще, форма их усложняется, пользуются популярностью слоновая кость и перламутр с рельефными изображениями. Своего расцвета этот вид украшений достиг в эпоху Возрождения. Появляются украшения из благородных металлов, богато отделанные драгоценными камнями и жемчугом. В XV в. к женским нарядам с глубоким вырезом надевают удлиненные подвески грушевидной формы. В XVI в. в Италии распространены фигурные подвески с эмалью и драгоценными камнями, украшения в виде животных, птиц, сказочных персонажей. В XVII в. все чаще появляются кресты с алмазами и бриллиантами на лицевой стороне и эмалью на обратной. В начале XVIII в. модны колье с бриллиантовыми подвесками, затем исключительно популярными становятся резные камни, камеи и инталии; портретные изображения носят на черной бархатной ленточке. Сегодня слово «подвеска» употребляется в основном, когда речь идет о шейных украшениях: от брелков до ушных украшений.
Подвязки — появляются в XV в., когда брюки-чулки начинают разделять на брюки и чулки. Позднее подвязки в мужской моде использовались как украшение, только в XVIII в. с приходом моды на длинные брюки они становятся функциональной частью костюма. Дамы в эпоху рококо, ампир, бидермейер носили декоративные подвязки с пряжками или завязками. XIX в. вводит подвязки с резиновыми прокладками и лентами. Только в XX в. круглые резинки были ликвидированы как несовременные. Подвязки стали прикрепляться к корсету, а позднее к поясу для резинок.
Поддёвка — полукафтан или безрукавный кафтан, поддеваемый под верхний кафтан.
Покрывало — ткань в форме вытянутого прямоугольника, который в средние века замужние женщины повязывали голову. В видоизмененной форме встречается в некоторых национальных костюмах до XIX в.
Покрывало часто носили на каркасе из медной проволоки.
Покрывало для головы — белое полотно, которым полностью повязывается женская голова, обычно в немецкой моде.
Поло (англ.) — спортивная рубашка, тенниска, мягкая и легкая, с мягким воротником и застежкой до середины груди, чаще с короткими рукавами.
Полонез (фр.) — юбка с лифом, которая надевается поверх нижней одежды. Лиф плотно прилегающий, юбка длинная, расширенная, в подоле присборенная и подобранная так, что из-под нее виднеется нижняя длинная юбка.
Полотно — ткань полотняного переплетения из льна, конопли или хлопка, была хорошо известна уже в древнее время. Используется для одежды и постельного белья.
Помпадур (фр.)- дамская сумочка XVIII в. в виде мешочка из материи (обычно бархата) или кружева. Название получила по имени мадам Помпадур (1721-1764), фаворитки Людовика XV.
Пончо (исп.) — традиционный шерстяной плащ с вырезом для головы у индейцев Латинской Америки. В 70-е годы XX в. приобрел популярность среди женщин и стал элементом женской моды.
Портмоне (фр.) — в старину небольшой кошелек для денег.
Прическа - В средние века длинные распущенные волосы были привилегией молодых незамужних девушек, в то время, как замужние женщины заплетали их в косы и покрывали чепцом. Только в эпоху позднего средневековья замужние женщины начинают открывать волосы, которые укладываются в соответствии с модой того времени. До этого же времени места, где волосы выглядывают из-под чепца, тщательно выбривают. Мужчины в период позднего средневековья стригут волосы коротко, равномерно расчесывают их по всей голове и выбривают на затылке и около ушей. Только в эпоху Ренессанса, когда головной убор становится меньше и превращается скорее в украшение, особое внимание уделяется волосам: в волосы вплетаются ленты или другие украшения; часто их заплетают в косы. Подобно античности, Ренессанс предпочитает светлые волосы, и черноволосые итальянки начинают осветляться. Мужчины в период Ренессанса отращивают длинные волосы, завивая их волнами или в кудри. Реформаторское движение в Германии приводит к большой простоте причёсок как у мужчин, так и у женщин. Мужчины носят короткие волосы, подстригая их вокруг головы полукругом. Женщины прячут волосы под чепец, лишь в исключительных случаях встречаются косы или свободно распущенные волосы. Только испанская мода возлагает на причёску особую функцию: форма головы приводится в соответствии с общим силуэтом и, в первую очередь, с большим круглым воротником. Мужчины продолжают носить короткие волосы и тогда, когда в остальной Европе носят короткие волосы и тогда, когда модными стали длинные завитые волосы. В женских причёсках волосы зачёсывают наверх со лба, связывают на затылке в узел и поднимают наверх с помощью особой подкладки. В период Тридцатилетней войны популярной становится естественная причёска. Но и тогда мул^чины наряду со свободно зачёсанными волосами начинают носить косу или укладывать волосы под сетку. Женская причёска мало отличается от мужской. Волосы иногда завивают надо лбом или вокруг лица, а сзади заплетают в косу или связывают, пряча под сетку. Наибольшее искусство в области причёски наблюдается в эпоху рококо, когда сложность и изощрённость в укладке волос с помощью париков, кружев, цветов, лент, гребней и т.д. достигает вершины. Ведущую роль в этот период играла Франция. В то время англичанки уже отказались от причёсок такого рода. Англичане взбирались на стулья, чтобы от души посмеяться над парадом прогуливающихся парижских дам. После Французской революции причёска упростилась, и парики исчезли. Пышные причёски рококо отошли. Существует анекдот, объясняющий, почему это произошло. У Марии Антуанетты, якобы после рождения первого ребёнка так поредели волосы, что их уже не хватало на прежнюю пышную причёску. Поэтому она начала делать локоны, ниспадающие на затылок. Однако, в волосы в дальнейшем вплетаются ленты и украшения. В эпоху ампир в моду входит укороченная причёска наподобие античной, в эпоху бидермейера становится популярной причёска из гладко зачёсанных волос на прямой пробор, с пучками или узлами из волос по бокам и на темени. Более сложная причёска из начёсов входит в моду около 1900 года. Принципиальное изменение в причёску вносит мода на коротко стриженные волосы, появившиеся около 1920 г. и популярная до наших дней. История моды знает много случаев слепого копирования прически. В XVII в., пока король Людовик XIV был ребенком, в моде была прическа а ля анфан (детская, под ребенка), которая взрослела вместе с королем, и в конце концов появились огромные парики из натуральных волос. В середине XIX в. все француженки хотели походить на белокурую императрицу Евгению и всевозможными способами красили волосы; шатенки и брюнетки вышли из моды. В середине XX в. наступила эра подражания киногероям и киногероиням. Сегодня мода на современные прически во многом зависит от вкусов идолов поп- или рок-сцены.
Прическа а ля Аньес Сорель — вечерняя прическа, модная в 40-х годах XV в., назваяная в честь возлюбленной французского короля Карла VII. Волосы впереди разделялись на прямой пробор и перевязывались лентой, сзади же связывались в узел.
Прическа а ля Бабетта — прическа, пришедшая в моду в 60-е годы XX в., названная в честь героини фильма «Бабетта идет на войну», чью роль сыграла французская кинодива Брижит Бардо.
Прическа а ля бель пуль — название происходит от французского фрегата, который в 1778 г. одержал победу при Бресте в битве с англичанами. Эта прическа, с высоко поднятыми волосами, украшенная кораблями и парусами, также называлась а ля фрегат.
Прическа а ля Валуа— женская прическа, в которой волосы зачесывались высоко на макушку, как в китайской прическе, а передние укладывались вокруг головы в форме валика, оставляя лоб совершенно открытым; к прическе прикалывались цветы и легкие наколки. Была в моде во Франции в 1860 г.
Прическа а ля Генрих IV — во Франции эпохи Возрождения длинные, гладко зачесанные назад волосы, острая бородка и лихо закрученные усы. Так выглядел король Генрих IV (1553-1610).
Прическа а ля жертва — мужская прическа времен Французской революции: на затылке выбривали волосы, как это делал палач Сансон. Этой моде стали следовать и женщины, отрезая от корней волосы на затылке.
Прическа а ля Кадене — мужская прическа с двумя локонами (или с одним локоном) или двумя косичками, спускающимися вдоль щек и перевязанными ленточками. Названа по имени господина де Кадене, пользовалась популярностью в XVII в., в основном среди военных. В 1793 г. ее вновь взяли на вооружение французские щеголи.
Прическа а ля Капуль — мужская прическа, в которой волосы зачесаны на прямой пробор и по обе стороны от него уложены маленькими плоскими полукружьями. Вошла в моду в 1876 г., названа по имени популярного в те годы певца.
Прическа а ля Каракалла — мужская короткая прическа, какая была у римского императора Каракаллы (186-217). В моде в 1789-1799 годах.
Прическа а ля Катоган — мужская прическа, названная по имени лорда Катогана и вошедшая в моду при французском дворе во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715-1723): длинные волосы стягивались сзади лентой, заплетались или укладывались в специальную сетку. Из Франции мода проникла в Пруссию, где пользовалась необычайным успехом в армейской среде, главным образом среди солдат-пехотинцев. Во второй половине XVIII в. название «Катоган» перешло на пучки волос дамской прически, спускавшиеся на шею.
Прическа а ля Клео-де-Мерод — гладкая женская прическа: волосы расчесаны на прямой пробор, легкими волнами опущены на щеки, и низко на затылке заплетенные косы уложены в пучок. Ее ввела в моду балерина Клео-де-Мерод в 1914 г.
Прическа а ля Манчини — женская прическа, в которой волосы расчесывались на прямой пробор, над висками пышно взбивались, а завитые концы волос в виде двух локонов спускали на плечи. Названа по имени Олимпии Манчини (1639-1708), фаворитки Людовика XIV.
Прическа а ля Марина Влади — длинные распущенные волосы. Прическа стала модной^ после выхода на экран фильма «Колдунья», где главную роль сыграла Марина Влади.
Прическа а ля Ментенон — прическа, получившая название по имени фаворитки Луи XIV маркизы де Ментенон в середине XVII в. Волосы разделены посредине, высоко подняты и завиты.
Прическа а ля монтань — прическа в виде горного пейзажа, изобретенная Марией-Антуанеттой (1755-1793); изображала горы, долины, ручьи из серебра, леса и парки.
Прическа а ля Одри Хепберн — пышная высокая прическа 60-70 годов XX в., названная по имени кинозвезды.
Прическа а ля Севинье — женская прическа 1650-1660 годов. Лоб оставался открытым, волосы, подвитые или закрученные в локоны, падали на плечи и на уровне ушей перевязывались лентой. Название получила по имени французской писательницы маркизы де Севинье (1626-1696).
Прическа а ля Тит — появилась в период Французской революции. Коротко остриженные волосы по античному образцу закручиваются по всей голове в кудри или завиваются и начесываются на лоб. Изобретателем этой прически, по всей вероятности, был актер Тальма; с ней он выступил в мае 1790 г. в пьесе Вольтера «Брут». Эта прическа была возрождена в 1946-1947 годах.
Прическа а ля Фонтанж — дамская декоративная прическа из лент и кружев, между которыми протягиваются пряди волос. Название получила по имени герцогини Марии Анжелики де Фонтанж, возлюбленной Людовика XIV. Однажды во время охоты ветка дерева растрепала ее прическу и находчивая герцогиня сняла подвязку от чулок и перевязала ею волосы. Королю — Солнце это так понравилось, что он попросил герцогиню всегда носить такую прическу. Прическа распространилась сначала при французском дворе, а позднее и в других странах, в частности в России. Эта мода удерживалась примерно четверть века. Сначала прическа а ля Фонтанж была низкая и мягкая, затем материю крахмалят и используют проволочный каркас. Прическа превратилась в башню, в два раза превышавшую размер головы.
Прическа а ля шинауз (или по-китайски) — женская прическа, в которой волосы по бокам подвиваются валиком, а сзади укладываются в высокий узел и украшаются декоративной шпилькой. Вошла в моду в 1813 г.
Прическа ан Буфон — женская прическа конца правления Людовика XIII: подвитые волосы ниспадают по обеим сторонам лица, лоб закрыт челкой.
Прическа английская — некрутые локоны, свободно падающие по обе стороны лица. Прическа появилась в XVII в. и была так долго любима в Англии, что в 40-х годах XIX в. под этим названием вошла в историю моды.
Прическа ан до-де-лан — мужская прическа «в виде ослиного хребта», вошедшая в моду во Франции около 1780 г.: с локонами по бокам, длиной косой, спускавшейся по спине.
Прическа «бараний рог« — женская прическа, в которой косы укладывали над ушами так, чтобы уши были закрыты, а шея оставалась открытой. Была модна в XIV в., мода на эту прическу внозь появилась во Франции в 40-е годы XIX в.
Прическа «грива пони» — прическа из коротких волос, начесанных на лоб, появившаяся в конце XIX в. Пользовалась популярностью среди молодых женщин.
Прическа «конский хвост» — высоко стянутые на затылке с помощью ленты, резинки и т.п. волосы. Была введена в моду французской кинозвездой Брижит Бардо.
Прическа «крыло голубя» — мужская прическа, которая состоит из локонов, уложенных на висках, сзади волосы стянуты лентой. Была модной в 1750 г.
Прическа под битлов — длинные волосы на лбу и вокруг всей головы. Мода для подростков и юношей. Прическа получила название от популярной английской бит-группы, которая стала идолом молодежи во многих странах.
Прическа «собачьи уши» — локоны, висящие по обеим сторонам лица в мужской прическе последнего десятилетия XVIII в.
Прическа «Сэссун» — прическа, о которой ее изобретатель сказал: «Я нашел такую прическу, которую легко сохранить, вымыв волосы, высушив и просто встряхнув головой». Уже более четверти века прическа, изобретенная Видал Сэссуном, не выходит из моды.
Прическа «юрлюберлю» — французская женская прическа, изобретенная женщиной-парикмахером Мартин в 1671 г. Спереди волосы разделялись на прямой пробор, и каждую сторону завивали отдельными небольшими круглыми локонами, симметрично укладывая их расширяющимися рядами. Сзади оставляли два длинных завитых локона, спускавшихся на спину, грудь и плечи.
Пти-пуа — венская вечерняя сумка с характерным пестрым цветочным и фигурным узором, вышитым по канве крестом.
Пуговица — служит для скрепления и застегивания одежды, а также для ее украшения. Пуговицы были известны в древнее время, но их значение возросло только в эпоху готики. Узкие части средневековой одежды нельзя было надеть и снять без застегивания. Предшественниками пуговиц были шнурки. Как специальная деталь мужской одежды пуговицы распространились в эпоху рококо.
Пулены (фр.) — остроносая мягкая обувь с загнутыми вверх носками. Длина носков была строго регламентирована для различных сословий. Предположительно, мода на них пошла от Готфрида
Пуловер (англ.) — трикотажная фуфайка без воротника и застежек, надевающаяся через голову.
Пурпуан (фр.) — короткая мужская куртка, первоначально надеваемая под доспехи.
Пурпур (лат.) — дорогая античная краска красно-фиолетового цвета, добываемая из пурпурной улитки; ткань, окрашенная этой краской.
Пшент — сдвоенная красно-белая корона фараона, появившаяся после объединения Верхнего и Нижнего Египта в IV тысячелетии до нашей эры.
Пыжик — молодой северный олень, безрогий теленок; его мягкая пышная шерсть и тонкая кожа идут на одежду у народов Севера и Сибири.
Пыльник - легкое летнее пальто из хлопчатобумажной или шелковой ткани (репса, тафты, муара) свободной, прямой или расширенной формы. Постепенно был вытеснен плащом.
Палантин (фр.) — введен во Франции невесткой Людовика XIV Элизабеттой Шарлоттой Палатинской. Его из кружев, шелка или бархата, на тёплой подкладке, иногда на ватине, часто оторачивали мехом. Палантин служил не только для украшения, но и для защиты от холода.
Палевый (фр.) — бледно-желтый цвет с розовым оттенком.
Палла (лат.) — древнеримская женская одежда из полотняной или шерстяной ткани. В эпоху Римской империи богатые римлянки предпочитали драпироваться в паллы из полупрозрачных тканей (II век до нашей эры — III век нашей эры). Случалось под паллой не было ни столы ни туники.
Паллиум (лат.) — первоначально широкий плащ, наподобие гиматия, был распространен в Греции, а позднее и в Риме. Позднее — округлая часть ризы, которая покрывает грудь, плечи и спину. Спереди и сзади с нее свисают длинные ленты. Сам круг и полоски шириной около 5 см делаются из белой шерсти и украшаются четырьмя черными крестами. Паллиум носит папа во время особых литургических служб, а также в некоторых случаях епископы и архиепископы.
Пальмерстон (англ.) — мужское пальто, сзади плотно прилегающее в талии. Названо по имени английского дипломата лорда Пальмерстона (1784-1865).
Пальто (гол.) — первоначально «одежда с рукавами» — в отличие от накидок и плащей. В настоящее время так называется верхняя распашная одежда, обычно из плотного материала, с карманами.
Пальто а ля Спенсер — короткое узкое пальто светлых тонов без пол. Вошло в моду в 90-е годы XVIII в. (названо в честь лорда Спенсера), когда возникла необходимость в более теплой верхней одежде, поскольку нижние одежды шились из тонких материалов. Когда хотели прикрыть только верхнюю часть корпуса, надевали это пальто. Длинные рукава пальто а ля Спенсер заканчивались обычно воронкообразным удлинением, напоминающим рукава XIV столетия. Пальто быстро исчезло из мужской моды, оставшись принадлежностью только женского гардероба.
Палудаментум (лат.) — пурпурный плащ римских полководцев, по покрою похожий на лацерну. В нем они появлялись в Риме на Капитолии после успешного завершения войны. Как всякий военный плащ, палудаментум оставлял открытой правую руку. На правом плече его скрепляли драгоценной фибулой из золота.
Панама — плотная, сравнительно тяжелая шелковая ткань из искусственного волокна, идущая на шитье женских костюмов, платьев; летняя широкополая шляпа из соломки или из ткани типа жесткого полотна. Название связано с республикой Панама (Центральная Америка).
Панталоны (фр.) — длинные, нестянутые внизу мужские брюки; вошли в моду в период Французской революции, заменили брюки до колен и стали принадлежностью мужского туалета до наших дней.
Пантофли — произошли от котурна, через Византию попали в Италию, где их называли «пантофли» — пробковая обувь. В конце XV в. появляются во Франции. Первоначально это была модная мужская обувь. В XIV и XV вв. пантофли имели толстую деревянную подошву и обувались на модную в то время клювообразную обувь. В XVI в. пантофли становятся принадлежностью исключительно женской моды. В конце XVIII в. они превращаются в обычные домашние туфли.
Панье (фр. «корзина») — нижняя юбка, натянутая на китовый ус или на деревянные обручи, сплюснутая спереди и сзади, с краем подола в виде эллипса. Родина панье — Англия. В 1718 г. панье вошло в моду во Франции, благодаря принцессе де Монтаны она была кривобока, и огромное широкое панье помогло ей скрыть этот дефект.
Папаха — традиционный мужской головной убор народного Кавказа: высокая папаха из овчины.
Папильотка (фр.) — жесткий жгутик, например из бумаги, на который накручивали волосы для завивки.
Паранджа — в Средней Азии верхняя одежда, без которой женщинам-мусульманкам запрещалось выходить из дома: широкий халат со скрепленными за спиной длинными ложными рукавами, покрывающий женщину с головой. Носили паранджу в основном в городах.
Парасоль (фр.) — зонтик от солнца. Парик (нем., фр.) — накладные волосы нашитые на основу, обычно матерчатую. Парики известны с древних времен. Их делали из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в различные тона. Форма и размеры парика указывали на социальное положение его владельца. В Древнем Риме особенно ценились парики, изготовленные из светлых волос, захваченных в плен тевтонов. Римская знать предпочитала золотое напыление на париках. Наибольшее распространение парики получили в XVII в. при Людовике XIV.
Парик «алонж» (фр., удлинять) — мужской парик из длинных волос, завитых в локоны, ниспадающие по плечам. Впервые появляется в XVII в . при дворе Людовика XIV, а позднее распространяется повсюду, где господствует французское влияние и вкус. До сих пор такой парик носят английские судьи. Парик а ля Кадене — в XVII в. получил название по имени господина де Кадене, который, будучи в гостях у мадам де Морель, заснул прямо в гостиной. В это время дочери хозяйки тихо подкрались к нему и развлекались тем, что заплетали ленты в его локоны. Новая прическа привела в восторг хозяйку и ее гостей, господин Кадене сделал вид, что так и было задумано специально и... стал автором моды, которая распространилась во франции, Англии, Германии, Голландии.
Парусина — очень прочная, плотная, толстая, тяжелая, жесткая ткань из льняной или хлопчатобумажной пряжи. Используется для шитья рабочей одежды, рукавиц, плащей, верха обуви и т.д.
Парфюмерия (фр., ит.) — ароматические вещества бытового назначения: духи, одеколон (фр., букв, «кельнская вода»), туалетная вода, душистое мыло и т.п. Изготовление парфюмерных изделий обычно сочетается с производством косметики. Благовонные масла и мази применяли еще в глубокой древности, например в Египте и Ассирии. Уже в Древней Греции стали ароматизировать не только тело, но и постель и одежду. Для этого применяли не мази и духи, а пудру из тертых подсушенных пахучих цветов. Из Греции парфюмерно-косметические средства добрались до Рима. Особой популярностью в средние века пользовался мускус. В XVI в. на смену ему пришла амбра, которая стоила дешевле мускуса. Свое дальнейшее развитие парфюмерия (и косметика) получила во Франции в XVII-XVIII вв. С тех пор и по сей день Франция диктует всему миру свои вкусы в парфюмерии и косметике.
Парча — тяжелая шелковая ткань с узором, вытканная золотыми или серебряными нитями (обычно это льняные нити, обвитые тонкой золотой или позолоченной нитью) Парча использовалась для парадной дворцовой и церковной одежды.
Пахитоса (исп.) — тонкая папироса из табака, завернутая в лист кукурузы.
Пачка — пышная короткая многослойная юбка танцовщицы. Впервые была сделана в 1839 г. для итальянской балерины М.Тальони. Педикюр (фр.) — специальный уход за пальцами ног: чистка и полировка ногтей, удаление мозолей и т.п.
Пейсы — длинные неподстриженные пряди волос на висках, элемент прически иудейских священнослужителей.
Пекторал — швейное металлическое украшение, облегающее грудь и плечи.
Пелерина (фр., странник) — накидка на плечи, обычно не доходящая до талии (первоначально такую накидку носили паломники); воротник в виде такой накидки.
Пенсне (фр.) — очки без заушных дужек, держащиеся на носу с помощью пружины, зажимающей переносицу. Появились в середине XIX в., пользовались большим успехом, так как были менее заметны, чем обычные очки.
Пенула (лат.) — плащ, обычно округлой формы, имеющей в центре вырез для головы.
Пеньюар (фр.) — женский домашний туалет свободного покроя, первоначально — туалет для причесывания.
Пенька — волокна конопли, отделенные вымачиванием в воде, трепкой и ческой от деревянистых частей.
Пеплос (гр.) — верхняя одежда женщин Древней Греции, длиннее хитона с большим количеством складок, с правой стороны не сшита.
Перевязь — полоска дорогой материи, чаще всего шелковой, свободно перекинутая через плечо поверх одежды. Она, явилась предшественницей униформы еще во время Тридцатилетней войны одежда солдат была разнородной, и единым опознавательным знаком отдельных армий были перевязи. Сначала перевязь носили через одно плечо, наискось перекинув на противоположный бок и связав на боку или спине, при этом концы перевязи свободно спускались вниз. Затем в моду вошел новый обычай повязывать перевязь вокруг корпуса, а на боках завязывать ее бантом. При Людовике XIV носили сплетенную перевязь поверх камзола. В ХVШ в. в моде были халаты, свободно подхваченные перевязью. Предшественником перевязи является декоративный ремешок, который надевали через левое плечо в XIV и XV вв. для ношения охотничьего рога. С конца XVIII в. и в дамской моде появляются широкие пояса со свисающими концами, которые тоже называют перевязями.
Передник — одежда древних египтян, состоящая из куска ткани, прикрепленного к поясу; предшественник современного передника.
Перл (фр.) — старинное название жемчуга.
Перламутр (нем.) — внутренняя оболочка некоторых раковин с характерной переливчатой окраской. Широко применяется для изготовления украшений, пуговиц и т.п.
Перлон — искусственное шелковое волокно, с такими же свойствами, что и нейлон.
Перманент (фр.) — шестимесячная завивка, изобретенная немецким парикмахером Карлом Неслером в 1925 г. Длительный срок завивки достигается химической обработкой волос.
Перстень — украшение, надеваемое на палец. Известно со времен Древнего Египта. Во времена Римской Республики сенаторы и всадники носили золотые перстни, а простые граждане железные. В Римской империи золотые перстни могли носить все граждане Рима. В Древней Руси перстни могли носить все — от царя до крестьянина. Во времена раннего средневековья в Западной Европе было принято носить одно кольцо на безымянном пальце, к позднему средневековью все пальцы рук были усыпаны перстнями. Носили даже по два перстня на одном пальце (по одному на суставе!). В XVII в. пришла мода на перстни с большими гранеными камнями в центре. В XVIII в. предпочтение отдавалось бриллиантам в скромной оправе. В период наполеоновских войн в Европе появилась мода на тонкие перстни из чугуна. Сегодня мода на перстни все время меняется. Многие драгоценные камни переживают второе, а то и третье рождение.
Перчатки — как украшение и средство защиты рук были известны уже в Древнем Египте. Первоначально их делали в виде мешков, без отверстий для пальцев, только позднее возникло нечто вроде варежек. Однако издавна известны и перчатки с пальцами: египтянки и римлянки защищали ими руки во время работы и еды. В средние века носили перчатки без пальцев, наподобие современных рукавиц. Кожаные рукавицы на суконной подкладке, или рукавицы из железных колец были частью охотничьего или воинского облачения и снаряжения. Перчатки королей и высшего духовенства богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. В средние века перчатка часто имела символическое значение: ее получали рыцари при посвящении в звание, епископы при введении в сан, представители городского сословия в знак различных привилегий. Брошенная перчатка означала вызов к бою. Начиная с XI в. женщины в качестве украшения носили перчатки из белого полотна длиной до локтя. Дамская перчатка на рыцарском шлеме, а позднее шляпе кавалера — знак особой расположенности ее хозяйки к удостоившемуся такого подарка мужчине. Шелковые и кожаные перчатки, украшенные вышивкой и драгоценными камнями, распространились в средние века как предмет роскоши, дополнение к костюму богатых сословий. В XVI в. в Италии и Испании начали носить надушенные перчатки. Вместе с появлением вязаных чулок в XVI в. приходит мода и на вязаные перчатки, однако кожаные по-прежнему считаются более элегантными. В XVII и XVIII вв. как мужчин, так и женщины носили перчатки, богато украшенные вышивкой. В мужском костюме стиля барокко и рококо кружевные манжеты закрывали почти всю руку, для перчатки не оставалось много места; зато дамские перчатки в это время становятся важным модным аксессуаром. В начале XIX в. появляются половинчатые дамские перчатки, которые оставляют кончики пальцев эротично незакрытыми. В XIX в. возвращается мода на мужские перчатки — уже без украшений, подчеркивается, скорее, хороший покрой и качественный материал. На рубеже столетий в моду входят дамские нитяные перчатки с вытканным узором — противовес модным ажурным чулкам. Вечерние перчатки были длинные, выше локтя, и без пальцев, дневные — с пальцами. Сегодня перчатки из самых различных материалов, самого различного цвета и длины являются неотъемлемой частью мужской и женской одежды.
Пестряди — с X по XVII в. на Руси ткани из ниток разного цвета.
Петасос или петас — элемент греческого костюма для путешествий: круглая войлочная шляпа с плоской тульей и широкими полями, подвешенная сзади на ремне, проходящем под подбородком. Носили ее и римляне.
Пигаш (фр.) — мягкая кожаная обувь с длинным носом, набитым конским волосом. ХП-ХШ вв.
Пиджак — мужской короткий однобортный или двубортный пиджак, появляется под названием «сак» в конце XIX в. в Англии. Во второй половине XVII столетия сложились три основных элемента современного мужского гардероба: пиджак, жилет и брюки. В эпоху Людовика XIV пиджак получил название жюстокор (фр., прилегающий к телу) или камзол. Он был длиной до колен, шился из тяжелых, богато вышитых материй, имел широкие рукава, большие карманы и множество пуговиц. В 1740-1745 гг. нижняя часть камзола и жилета сажалась на китовый ус или вощеное полотно (почти как дамские кринолины).
Пижама — стала известна в Европе в XIX в. благодаря путешественникам, завезшим ее из тропиков. Только с начала XX в. пижама все больше входит в моду, особенно у мужчин, которым сейчас она полностью заменила ночную рубашку.
Пилеолус — круглая шапочка, которую носят: папа римский (белого цвета), кардинал (красного цвета), епископ (фиолетового цвета) и аббаты (черного цвета).
Пилос (греч.) — головной убор простолюдинов, наподобие чепца из кожи, войлока, соломы или меха, который носили греки и римляне.
Пимы — высокие сапоги мехом наружу у народов Севера и Сибири.
Платно — длинный парадный кафтан принадлежность царского облачения.
Платок носовой — имеет очень давнюю историю, но прежние времена это был совсем не тот носовой платок, который мы носим в кармане. В Древнем Риме платки служили для вытирания пота. Но сморкание при посторонних было не принято и считалось дурным тоном. В III в. нашей эры платком вытирали рот за столом. Во времена Византии платок — символ чести и знатности, в эпоху Возрождения — часть приданого невесты. Дамы часто держали богато украшенные платки в руке, чтобы привлечь внимание кавалеров. Такие платки были очень дорогими и стоили целое состояние. При французском дворе XVI в. появляется платок для вытирания слез, а также платок для сморкания. Платки украшали кружевом и вышивками, сильно душили, чтобы скрыть запах пота, ведь вместо мытья рук было принято протирать кончики пальцев влажным платком. Когда появилась мода на нюхание табака, на платках стали оставаться некрасивые пятна, и декоративный платок исчез из обихода. Его заменил самый обычный платок, похожий на тот, каким мы пользуемся сегодня. Уже в XVIII в. носовой платок стал массовой продукцией. Сегодня маленький платок является непременным элементом классического костюма — он украшает нагрудный карман.
Платье для коктейлей — короткое нарядное платье для приемов во второй половине дня. Первоначально элемент английской моды.
Платье к званому чаю — нарядное поэтическое платье свободного покроя для пятичасового чая у англичан; изготовлялось из мягких тканей, с нежным сочетанием цветов.
Платье-пальто — платье свободного, прямого или расширенного силуэта, производит впечатление летнего пальто, шьется из сравнительно толстого материала. Вошло в моду в 1967 г.
Платье «принцесс» — платье, не отрезное по талии, прилегающей формы. Названо так англичанином Бортом, создавшим этот покрой. Вошло в моду во второй половине 50-х годов XX в.
Платье-рубашка — платье прямого покроя, неотрезное, без фиксированной линии талии. Вошло в моду во второй половине 50-х годов XX в.
Платье «сафари» — платье прямого покроя с погонами, накладными карманами, металлическими пуговицами; на груди пришиты «петли» для патронов. Название связано с сафари — охотничьей экспедиции в Африке.
Плащ — в Древней Руси широкая распашная одежда без рукавов, надеваемая внакидку. В XVIII в. появляется плащ-пелерина. В XX в. плащом стали называть макинтош, а позже — любую подобную верхнюю одежду из легкого плотного материала с водоотталкивающими свойствами на застежке.
Плащ-накидка — короткая готическая накидка, покрывающая голову, плечи, шею и часть груди и спины. Украшалась по краям ровной каймой или зубчиками, а иногда и колокольчиками.
Плед (англ.) — традиционный плащ шотландских горцев в виде четырехугольного полотнища из шерстяной ткани, обычно клетчатой, перекидывается через левое плечо; большая шаль (иногда с бахромой) из шерстяной, главным образом клетчатой, ткани, которая используется как покрывало.
Плерезы (фр.) — траурные нашивки на платьях; страусовые перья для женских шляп.
Плиссе — мелкие незастроченные складки на ткани, были известны уже в древности (Египет). Сегодня плиссе делается с помощью специальной машины.
Плиссированная юбка — юбка в мелкую незастроченную складку. В начале складки делались вручную, затем с помощью машины.
Плувиал — пышно вышитое украшение на спине, в форме капюшона. Плувиал возник из накидки с капюшоном, которую носили с IX в. знать и монахи во время крестного хода или в хоре. Теперь это широкая, длиной до пят накидка.
Плундры или шаравоны — во второй половине XVI столетия мужские брюки с разрезами, под которыми была подкладка с прокладкой, поэтому их также называли штанами с начинкой. Плундры относятся к самым экстравагантным явлениям в истории одежды. Чем проще был их крой, тем более странно они выглядели. Отличались они от прежних брюк величиной, кроились гораздо шире, чем нога, и собирались вокруг тела в частые сборки.
Плюмаж (фр.) — украшение из перьев на головных уборах, на конской сбруе.
Плюш (нем.) — ворсистая ткань с ворсом до 8 миллиметров на лицевой стороне. Используется для декоративных целей и шитья женских платьев.
Повойник — русский народный женский головной убор, заменяющий чепец.
Повязка — типичный головной убор женщин в XIII в., состоит из полоски полотна, плотно обвивающей подбородок и голову, и венца надо лбом, который делается или из накрахмаленного полотна или с помощью твердой прокладки. К этому головному убору часто надевается обруч на лоб или зубчатая корона.
Подвески — были известны в глубокой древности. Начиная с XV в. подвески встречаются все чаще, форма их усложняется, пользуются популярностью слоновая кость и перламутр с рельефными изображениями. Своего расцвета этот вид украшений достиг в эпоху Возрождения. Появляются украшения из благородных металлов, богато отделанные драгоценными камнями и жемчугом. В XV в. к женским нарядам с глубоким вырезом надевают удлиненные подвески грушевидной формы. В XVI в. в Италии распространены фигурные подвески с эмалью и драгоценными камнями, украшения в виде животных, птиц, сказочных персонажей. В XVII в. все чаще появляются кресты с алмазами и бриллиантами на лицевой стороне и эмалью на обратной. В начале XVIII в. модны колье с бриллиантовыми подвесками, затем исключительно популярными становятся резные камни, камеи и инталии; портретные изображения носят на черной бархатной ленточке. Сегодня слово «подвеска» употребляется в основном, когда речь идет о шейных украшениях: от брелков до ушных украшений.
Подвязки — появляются в XV в., когда брюки-чулки начинают разделять на брюки и чулки. Позднее подвязки в мужской моде использовались как украшение, только в XVIII в. с приходом моды на длинные брюки они становятся функциональной частью костюма. Дамы в эпоху рококо, ампир, бидермейер носили декоративные подвязки с пряжками или завязками. XIX в. вводит подвязки с резиновыми прокладками и лентами. Только в XX в. круглые резинки были ликвидированы как несовременные. Подвязки стали прикрепляться к корсету, а позднее к поясу для резинок.
Поддёвка — полукафтан или безрукавный кафтан, поддеваемый под верхний кафтан.
Покрывало — ткань в форме вытянутого прямоугольника, который в средние века замужние женщины повязывали голову. В видоизмененной форме встречается в некоторых национальных костюмах до XIX в.
Покрывало часто носили на каркасе из медной проволоки.
Покрывало для головы — белое полотно, которым полностью повязывается женская голова, обычно в немецкой моде.
Поло (англ.) — спортивная рубашка, тенниска, мягкая и легкая, с мягким воротником и застежкой до середины груди, чаще с короткими рукавами.
Полонез (фр.) — юбка с лифом, которая надевается поверх нижней одежды. Лиф плотно прилегающий, юбка длинная, расширенная, в подоле присборенная и подобранная так, что из-под нее виднеется нижняя длинная юбка.
Полотно — ткань полотняного переплетения из льна, конопли или хлопка, была хорошо известна уже в древнее время. Используется для одежды и постельного белья.
Помпадур (фр.)- дамская сумочка XVIII в. в виде мешочка из материи (обычно бархата) или кружева. Название получила по имени мадам Помпадур (1721-1764), фаворитки Людовика XV.
Пончо (исп.) — традиционный шерстяной плащ с вырезом для головы у индейцев Латинской Америки. В 70-е годы XX в. приобрел популярность среди женщин и стал элементом женской моды.
Портмоне (фр.) — в старину небольшой кошелек для денег.
Прическа - В средние века длинные распущенные волосы были привилегией молодых незамужних девушек, в то время, как замужние женщины заплетали их в косы и покрывали чепцом. Только в эпоху позднего средневековья замужние женщины начинают открывать волосы, которые укладываются в соответствии с модой того времени. До этого же времени места, где волосы выглядывают из-под чепца, тщательно выбривают. Мужчины в период позднего средневековья стригут волосы коротко, равномерно расчесывают их по всей голове и выбривают на затылке и около ушей. Только в эпоху Ренессанса, когда головной убор становится меньше и превращается скорее в украшение, особое внимание уделяется волосам: в волосы вплетаются ленты или другие украшения; часто их заплетают в косы. Подобно античности, Ренессанс предпочитает светлые волосы, и черноволосые итальянки начинают осветляться. Мужчины в период Ренессанса отращивают длинные волосы, завивая их волнами или в кудри. Реформаторское движение в Германии приводит к большой простоте причёсок как у мужчин, так и у женщин. Мужчины носят короткие волосы, подстригая их вокруг головы полукругом. Женщины прячут волосы под чепец, лишь в исключительных случаях встречаются косы или свободно распущенные волосы. Только испанская мода возлагает на причёску особую функцию: форма головы приводится в соответствии с общим силуэтом и, в первую очередь, с большим круглым воротником. Мужчины продолжают носить короткие волосы и тогда, когда в остальной Европе носят короткие волосы и тогда, когда модными стали длинные завитые волосы. В женских причёсках волосы зачёсывают наверх со лба, связывают на затылке в узел и поднимают наверх с помощью особой подкладки. В период Тридцатилетней войны популярной становится естественная причёска. Но и тогда мул^чины наряду со свободно зачёсанными волосами начинают носить косу или укладывать волосы под сетку. Женская причёска мало отличается от мужской. Волосы иногда завивают надо лбом или вокруг лица, а сзади заплетают в косу или связывают, пряча под сетку. Наибольшее искусство в области причёски наблюдается в эпоху рококо, когда сложность и изощрённость в укладке волос с помощью париков, кружев, цветов, лент, гребней и т.д. достигает вершины. Ведущую роль в этот период играла Франция. В то время англичанки уже отказались от причёсок такого рода. Англичане взбирались на стулья, чтобы от души посмеяться над парадом прогуливающихся парижских дам. После Французской революции причёска упростилась, и парики исчезли. Пышные причёски рококо отошли. Существует анекдот, объясняющий, почему это произошло. У Марии Антуанетты, якобы после рождения первого ребёнка так поредели волосы, что их уже не хватало на прежнюю пышную причёску. Поэтому она начала делать локоны, ниспадающие на затылок. Однако, в волосы в дальнейшем вплетаются ленты и украшения. В эпоху ампир в моду входит укороченная причёска наподобие античной, в эпоху бидермейера становится популярной причёска из гладко зачёсанных волос на прямой пробор, с пучками или узлами из волос по бокам и на темени. Более сложная причёска из начёсов входит в моду около 1900 года. Принципиальное изменение в причёску вносит мода на коротко стриженные волосы, появившиеся около 1920 г. и популярная до наших дней. История моды знает много случаев слепого копирования прически. В XVII в., пока король Людовик XIV был ребенком, в моде была прическа а ля анфан (детская, под ребенка), которая взрослела вместе с королем, и в конце концов появились огромные парики из натуральных волос. В середине XIX в. все француженки хотели походить на белокурую императрицу Евгению и всевозможными способами красили волосы; шатенки и брюнетки вышли из моды. В середине XX в. наступила эра подражания киногероям и киногероиням. Сегодня мода на современные прически во многом зависит от вкусов идолов поп- или рок-сцены.
Прическа а ля Аньес Сорель — вечерняя прическа, модная в 40-х годах XV в., назваяная в честь возлюбленной французского короля Карла VII. Волосы впереди разделялись на прямой пробор и перевязывались лентой, сзади же связывались в узел.
Прическа а ля Бабетта — прическа, пришедшая в моду в 60-е годы XX в., названная в честь героини фильма «Бабетта идет на войну», чью роль сыграла французская кинодива Брижит Бардо.
Прическа а ля бель пуль — название происходит от французского фрегата, который в 1778 г. одержал победу при Бресте в битве с англичанами. Эта прическа, с высоко поднятыми волосами, украшенная кораблями и парусами, также называлась а ля фрегат.
Прическа а ля Валуа— женская прическа, в которой волосы зачесывались высоко на макушку, как в китайской прическе, а передние укладывались вокруг головы в форме валика, оставляя лоб совершенно открытым; к прическе прикалывались цветы и легкие наколки. Была в моде во Франции в 1860 г.
Прическа а ля Генрих IV — во Франции эпохи Возрождения длинные, гладко зачесанные назад волосы, острая бородка и лихо закрученные усы. Так выглядел король Генрих IV (1553-1610).
Прическа а ля жертва — мужская прическа времен Французской революции: на затылке выбривали волосы, как это делал палач Сансон. Этой моде стали следовать и женщины, отрезая от корней волосы на затылке.
Прическа а ля Кадене — мужская прическа с двумя локонами (или с одним локоном) или двумя косичками, спускающимися вдоль щек и перевязанными ленточками. Названа по имени господина де Кадене, пользовалась популярностью в XVII в., в основном среди военных. В 1793 г. ее вновь взяли на вооружение французские щеголи.
Прическа а ля Капуль — мужская прическа, в которой волосы зачесаны на прямой пробор и по обе стороны от него уложены маленькими плоскими полукружьями. Вошла в моду в 1876 г., названа по имени популярного в те годы певца.
Прическа а ля Каракалла — мужская короткая прическа, какая была у римского императора Каракаллы (186-217). В моде в 1789-1799 годах.
Прическа а ля Катоган — мужская прическа, названная по имени лорда Катогана и вошедшая в моду при французском дворе во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715-1723): длинные волосы стягивались сзади лентой, заплетались или укладывались в специальную сетку. Из Франции мода проникла в Пруссию, где пользовалась необычайным успехом в армейской среде, главным образом среди солдат-пехотинцев. Во второй половине XVIII в. название «Катоган» перешло на пучки волос дамской прически, спускавшиеся на шею.
Прическа а ля Клео-де-Мерод — гладкая женская прическа: волосы расчесаны на прямой пробор, легкими волнами опущены на щеки, и низко на затылке заплетенные косы уложены в пучок. Ее ввела в моду балерина Клео-де-Мерод в 1914 г.
Прическа а ля Манчини — женская прическа, в которой волосы расчесывались на прямой пробор, над висками пышно взбивались, а завитые концы волос в виде двух локонов спускали на плечи. Названа по имени Олимпии Манчини (1639-1708), фаворитки Людовика XIV.
Прическа а ля Марина Влади — длинные распущенные волосы. Прическа стала модной^ после выхода на экран фильма «Колдунья», где главную роль сыграла Марина Влади.
Прическа а ля Ментенон — прическа, получившая название по имени фаворитки Луи XIV маркизы де Ментенон в середине XVII в. Волосы разделены посредине, высоко подняты и завиты.
Прическа а ля монтань — прическа в виде горного пейзажа, изобретенная Марией-Антуанеттой (1755-1793); изображала горы, долины, ручьи из серебра, леса и парки.
Прическа а ля Одри Хепберн — пышная высокая прическа 60-70 годов XX в., названная по имени кинозвезды.
Прическа а ля Севинье — женская прическа 1650-1660 годов. Лоб оставался открытым, волосы, подвитые или закрученные в локоны, падали на плечи и на уровне ушей перевязывались лентой. Название получила по имени французской писательницы маркизы де Севинье (1626-1696).
Прическа а ля Тит — появилась в период Французской революции. Коротко остриженные волосы по античному образцу закручиваются по всей голове в кудри или завиваются и начесываются на лоб. Изобретателем этой прически, по всей вероятности, был актер Тальма; с ней он выступил в мае 1790 г. в пьесе Вольтера «Брут». Эта прическа была возрождена в 1946-1947 годах.
Прическа а ля Фонтанж — дамская декоративная прическа из лент и кружев, между которыми протягиваются пряди волос. Название получила по имени герцогини Марии Анжелики де Фонтанж, возлюбленной Людовика XIV. Однажды во время охоты ветка дерева растрепала ее прическу и находчивая герцогиня сняла подвязку от чулок и перевязала ею волосы. Королю — Солнце это так понравилось, что он попросил герцогиню всегда носить такую прическу. Прическа распространилась сначала при французском дворе, а позднее и в других странах, в частности в России. Эта мода удерживалась примерно четверть века. Сначала прическа а ля Фонтанж была низкая и мягкая, затем материю крахмалят и используют проволочный каркас. Прическа превратилась в башню, в два раза превышавшую размер головы.
Прическа а ля шинауз (или по-китайски) — женская прическа, в которой волосы по бокам подвиваются валиком, а сзади укладываются в высокий узел и украшаются декоративной шпилькой. Вошла в моду в 1813 г.
Прическа ан Буфон — женская прическа конца правления Людовика XIII: подвитые волосы ниспадают по обеим сторонам лица, лоб закрыт челкой.
Прическа английская — некрутые локоны, свободно падающие по обе стороны лица. Прическа появилась в XVII в. и была так долго любима в Англии, что в 40-х годах XIX в. под этим названием вошла в историю моды.
Прическа ан до-де-лан — мужская прическа «в виде ослиного хребта», вошедшая в моду во Франции около 1780 г.: с локонами по бокам, длиной косой, спускавшейся по спине.
Прическа «бараний рог« — женская прическа, в которой косы укладывали над ушами так, чтобы уши были закрыты, а шея оставалась открытой. Была модна в XIV в., мода на эту прическу внозь появилась во Франции в 40-е годы XIX в.
Прическа «грива пони» — прическа из коротких волос, начесанных на лоб, появившаяся в конце XIX в. Пользовалась популярностью среди молодых женщин.
Прическа «конский хвост» — высоко стянутые на затылке с помощью ленты, резинки и т.п. волосы. Была введена в моду французской кинозвездой Брижит Бардо.
Прическа «крыло голубя» — мужская прическа, которая состоит из локонов, уложенных на висках, сзади волосы стянуты лентой. Была модной в 1750 г.
Прическа под битлов — длинные волосы на лбу и вокруг всей головы. Мода для подростков и юношей. Прическа получила название от популярной английской бит-группы, которая стала идолом молодежи во многих странах.
Прическа «собачьи уши» — локоны, висящие по обеим сторонам лица в мужской прическе последнего десятилетия XVIII в.
Прическа «Сэссун» — прическа, о которой ее изобретатель сказал: «Я нашел такую прическу, которую легко сохранить, вымыв волосы, высушив и просто встряхнув головой». Уже более четверти века прическа, изобретенная Видал Сэссуном, не выходит из моды.
Прическа «юрлюберлю» — французская женская прическа, изобретенная женщиной-парикмахером Мартин в 1671 г. Спереди волосы разделялись на прямой пробор, и каждую сторону завивали отдельными небольшими круглыми локонами, симметрично укладывая их расширяющимися рядами. Сзади оставляли два длинных завитых локона, спускавшихся на спину, грудь и плечи.
Пти-пуа — венская вечерняя сумка с характерным пестрым цветочным и фигурным узором, вышитым по канве крестом.
Пуговица — служит для скрепления и застегивания одежды, а также для ее украшения. Пуговицы были известны в древнее время, но их значение возросло только в эпоху готики. Узкие части средневековой одежды нельзя было надеть и снять без застегивания. Предшественниками пуговиц были шнурки. Как специальная деталь мужской одежды пуговицы распространились в эпоху рококо.
Пулены (фр.) — остроносая мягкая обувь с загнутыми вверх носками. Длина носков была строго регламентирована для различных сословий. Предположительно, мода на них пошла от Готфрида
Пуловер (англ.) — трикотажная фуфайка без воротника и застежек, надевающаяся через голову.
Пурпуан (фр.) — короткая мужская куртка, первоначально надеваемая под доспехи.
Пурпур (лат.) — дорогая античная краска красно-фиолетового цвета, добываемая из пурпурной улитки; ткань, окрашенная этой краской.
Пшент — сдвоенная красно-белая корона фараона, появившаяся после объединения Верхнего и Нижнего Египта в IV тысячелетии до нашей эры.
Пыжик — молодой северный олень, безрогий теленок; его мягкая пышная шерсть и тонкая кожа идут на одежду у народов Севера и Сибири.
Пыльник - легкое летнее пальто из хлопчатобумажной или шелковой ткани (репса, тафты, муара) свободной, прямой или расширенной формы. Постепенно был вытеснен плащом.
Ярлыки: П
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
<< Главная страница