Внимание! Наши сайт переехал на http://daisy-knits.ru/

Теперь все обновления и мастре-классы будут там.

30 Апрель 2009 г.

Ш

Шагрень (фр.) — мягкая шероховатая кожа, выделываемая из козьих, овечьих и других шкур, с особым рисунком; ткань с таким же рисунком.

Шалвары — традиционные женские штаны народов Кавказа: очень широкие в бедрах, часто со сборками на талии, сужающиеся к голени.

Шалунья (фр.) — средняя из трёх юбок, между «скромницей» и «секретницей». Женская одежда XVIII в

Шальвары — традиционные мужские штаны у народов Востока (см. шалвары).

Шаль (перс.) — тканое или вязаное полотнище разного вида и размера, прикрывающее плечи. Первоначально полоса материи восточного происхождения. Еще в XV в. в Кашмире (Индия) делали тонкие шали из шерсти тибетских коз. Во времена Директории, после египетской кампании Наполеона, кашемировые шали появились во Франции, и с легкой руки Жозефины Богарнэ, супруги Наполеона, которая тогда была законодательницей французских мод, кашемировая шаль постепенно вошла во всеобщее употребление не только в Франции, но и во всей Европе. Будущая императрица имела в своем гардеробе до 400 шалей и носила их на платьях, использовала как покрывала, делала подушки для своих собак. Дорогая кашемировая шаль оставалась в моде до времен Реставрации династии Бурбонов, когда англичане пустили в продажу дешевую подделку под настоящую кашемировую шаль. В Индии эти шали до сих пор пользуются почетом.

Шанжан (фр.) — ткань из натурального или искусственного шелка с двухцветным переливчатым эффектом.

Шаперон — капюшон с короткой пелериной, то есть с широким воротником, покрывающим плечи. Носили с конца II по XV в.

Шапка — головной убор самых разнообразных форм. Сегодня это понятие обозначает, в отличие от шляпы, мягкий, а иногда жесткий головной убор без полей. Он иногда является дополнением некоторых униформ. В 1964-1965 годах снова стал модной деталью.

Шапка гор латная — в XV-XVII вв. в Московской Руси парадный головной убор бояр (мужской, женский): высокий цилиндр, расширяющийся кверху. Шили его из горлышек пушных зверей: чернобурых лис, песцов, куниц, соболей; дно делали бархатным или парчовым.

Шапо-бонэ (фр.) — дамская шляпа, вошедшая в моду в конце XVIII в., часто пышно декорированная. По форме напоминает чепцы, часто носилась с вуалью, которая завязывалась под подбородком.

Шапо-де-суа (фр.) — в XIII в. женский головной убор типа венца, который надевали знатные женщины на узкую белую повязку, покрывающую лоб, прическу и подбородок.

Шапо-де-флер (фр.) — в XIII в. мужской головной убор в виде обруча, украшенного цветами.

Шапо-капот (фр.) — в XIX в. шляпа с жесткими полями для вечерних прогулок; в Англии, а затем и в Европе, с полей спускали длинную вуаль, которая заканчивалась кружевом.


Шапочка — литургический головной убор, в настоящее время круглый, с четырехугольным жестким донышком, на котором расположены три или четыре закругленных выступа. Шапочка кардинала красная, у остального духовенства черного цвета. Этот головной убор носили также доктора как символ своего сословия.

Шапокляк (фр.) — мужской головной убор, появившийся в 30-х годах XIX в. в Париже: складной цилиндр, имевший специальный механизм внутри, который позволял складывать шляпу в продольном направлении; это было необходимо, так как мужчина должен был входить в гостиную со шляпой в руке. До 1914 г. был принадлежностью бального туалета. В помещении его носили сложенным, под мышкой.

Шарлах — название ткани и краски ярко-красного цвета. Эту краску получали из насекомых (cocus illisis), или краппа (корень марены), или сандалового дерева. Ткань применялась для парадной одежды светских и церковных сановников.

Шарли — овечья шерсть очень высокого качества, от саксонских мериносов, выращиваемых не на открытых пастбищах, а в закрытых помещениях. Имеет очень тонкое, длинное, однородное волокно чистого белого цвета. Стоит во много раз дороже, чем обычная овечья шерсть. Названа по ферме Шарли близ Мельбурна (Австралия), где впервые получена эта шерсть.

Шателэн (фр.) — короткая широкая цепочка к часам, которая носилась к фраку; в XIII-XVI вв. означал дамский пояс из металлических звеньев для подвешивания ключей, вееров, кошельков и т.п.

Шаубе (нем.) — широкая длинная немецкая парадная одежда феодалов и крупных бюргеров.

Шевалье (фр.) — особая форма усов в XVII в.: две узкие завитые ниточки усов на верхней губе, расстояние между усами и носом чисто выбрито. Носились всегда с мушем.

Швейная машина — первые примитивные швейные машины появились лишь в конце XVIII в. По модели французского портного Тимонье было сделано 80 деревянных аппаратов для работы в мастерских. Лишь благодаря американцам Гау (в 1848 г. изобрел машину, которая делала 300 стежков в минуту) и Зингеру (в 1851 г. организовал крупное производство швейных машин) проблема была решена.

Шеврон (фр.) — нашивка из галуна на рукаве форменной одежды, обычно в виде острого угла, для определения воинских званий и числа лет службы для свехсрочников.

Шелк — натуральное волокно, получаемое из коконов тутового шелкопряда. На протяжении истории высоко ценились мягкость, блеск, упругость и принятый шелест шелковых тканей. Родиной шелководства был Китай, где с III тысячелетия до нашей эры и до VI в. сохранился в тайне секрет его производства. До этого времени он попадал в Европу только в виде торговых тканей. При Александре Великом шелк становится известным в Риме, где за него платят золотом. При императоре Юстиниане производство шелка начинается в Византии с центром в Константинополе, дальнейший расцвет наблюдается в подвластных арабам областях (северная Африка, Сицилия, южная Испания), затем в Италии в эпоху средневековья и во Франции в эпоху барокко. Шелковые ткани во все времена предназначались для торжественных случаев, это касается как одежды, так и декоративных тканей для интерьера. Для обеих целей рисунок шелковых тканей оставался одинаковым. Только в XVII в. начинает отличаться рисунок тканей для мужской и женской одежды.

Шемизетка (фр.) — в XVII в. мужская небольшая мягкая куртка из тафты на подкладке; ее носили поверх рубашки из тонкого полотна. В 50-х годах XIX в. — название вставки, закрывающей вырез в дамском платье, в повседневных платьях имела крахмальный отложной воротничок; манишка.
Шерсть — натуральное волокно из шерсти овец, коз, верблюдов. Обработка шерсти была известна самым древним цивилизациям в Передней Азии. В Новое время первенство в производстве шерсти принадлежит Англии. Уже в античное время производились шерстяные ткани, служившие в качестве одежды (коптские ткани), в средние века в Европе было широко развито производство сукна в широком ассортименте как по качеству, так и по расцветке.

Шинель (фр.) .— форменное пальто особого покроя со складкой на спине и хлястиком, распространившееся во второй половине XIX в.

Шинель николаевская — разновидность европейского пальто с пелериной в России: верхнее мужское пальто с широким, до талии воротником в виде пелерины, пользовалось популярностью в первой половине XIX в.

Шиньон (фр.) — женская прическа с узлом, который поддерживался гребнем согласно господствующей моде на разной высоте на шее или на голове; в дальнейшем накладные волосы.

Ширинка — в старые времена на Руси шелковый платок, дополнение женского костюма; полотнище, отрезок целой ткани; полотенце, носовой платок, фата; подвязной передник; вставное полотнище, прошивка.

Шифон (фр.) — легкая плотная хлопчатобумажная или шелковая ткань. Хлопчатобумажный шифон используется в основном для детского нательного белья, наволочек. Шелковый шифон идет на блузки, косынки, шарфики.

Шишак — русский военный шлем с наносником.

Шлафрок (нем.) — домашний халат, первоначально служивший одеждой для сна.

Шлейф — удлиненный конец одеяния, волочащийся сзади по земле. Намеренно увеличивает и удлиняет фигуру, делая ее более импозантной и возвышенной. Шлейф иногда прикреплялся к плечам как самостоятельная часть одежды, к примеру в средневековье. В ту эпоху одежду со шлейфом носили и мужчины. После 1500 г. шлейф надолго исчезает из повседневной одежды, оставаясь принадлежностью исключительно парадной одежды. Он снова входит в моду, когда начинают носить завышенные сзади юбки.

Шлем — часть военного снаряжения, металлический головной убор, появился уже в древнее время, его форма определялась не только его назначением, но и зависела от моды.

Шляпа — только в античные времена головной убор имел чисто практическое значение: им накрывали голову от солнца или дождя. Обычно же греки и римляне ходили без головных уборов. В средние века это прежде всего украшение и даже предмет роскоши. Шляпы принимали самые разные формы, отделывались мехом, перьями, драгоценными камнями. Ношение их считалось обязательным. В XIX в. говорили: «Если леди не при шляпке, значит это не настоящая леди!»

Шляпа а ля Андроман — мужская шляпа с двумя выступающими по бокам углами в моде перед Французской революцией.

Шляпа а ля Веллингтон — двухугольная шляпа начала XIX в., названная по имени английского полководца. Имела угловой выступ спереди и сзади.

Шляпа а ля Гейнсборо — женская шляпа с широкими полями и низкой тульей, наподобие шляп, изображенных на портретах кисти Т.Гейнсборо (1727-1788).

Шляпа а ля Рубенс, а ля Рембрандт — большая фетровая шляпа, распространенная в XVI в., особенно в Нидерландах. Название получила потому, что встречается очень часто на картинах Рубенса и Рембрандта.

Шляпа-гнездо «шутэ» (фр.) — дамская и девичья шляпа, подобная чепцу, в стиле бидермейер, часто соломенная с широкими полями, обрамляющими лицо. В дамскую моду вошла через театр, где появляется в качестве реквизита около 1800 г., затем остается в моде до 1860 г.

Шляпа касторовая — шляпа из фетра, или из кастора, модная в XVIII в.

Шляпа «кибитка» — женский головной убор периода Реставрации: глубоко сидящий, с широкими прямыми полями, которые закрывали в профиль все лицо.

Шляпа ковбойская — широкополая шляпа скотоводов Дикого Запада, варианты которой появляются время от времени в мужской и женской моде.

Шляпа монт-о-сьель (фр.) — в XVII в. во Франции женский головной убор на проволочном каркасе, который носили на высокой прическе.

Шляпа павлинья — мужской головной убор с узкими полями и высокой тульей в XIV-XVI вв.; поля впереди расширяются, образуя надо лбом козырек. Шляпа украшалась большим количеством павлиньих перьев.

Шляпа поярковая — в России шляпа из поярка, то есть из шерсти ягненка первой стрижки.

Шляпа соломенная — известна уже в средние века. Соломенная шляпа, которую носили в Германии и Франции, преимущественно крестьяне, для защиты от солнца вплоть до XVI в., была известна франкам уже в IX и X вв. Только в XVIII в. она становится модной деталью одежды. Классическими соломенными шляпами стали панама и канотье.

Шляпа треугольная (треуголка) — шляпа с полями, сдавленными в три угла, стала принадлежностью мужской моды при Людовике XIV. В эпоху рококо ее носят и женщины, в XVII и XVIII вв. — часть униформы. В конце XVIII в. ее вытеснила двухугольная шляпа.

Шляпа «Энтони Иден» — черная фетровая шляпа, модная в 30-х годах XX в. Подобную шляпу носил тогда министр иностранных дел Англии Э.Иден.

Шмиз или шемиз (фр., рубашка) — утренняя одежда с короткими рукавами, большим круглым вырезом, а затем — только на бретелях. Эпоха Французской революции.

Шнурки — служили для скрепления двух частей одежды в эпохи, когда еще не существовали пуговицы. Но они использовались и в дальнейшем: особенно модны были в XVI в. Ландскнехты скрепляли ими вамс и панталоны. Позднее шнурки были снабжены на концах металлическими остриями.

Шпилька — декоративный предмет и одновременно важный элемент прически. Шпильки были популярны в древние века среди египтянок, гречанок и др. Часто делались из драгоценных металлов, украшались каменьями или чеканкой. С помощью шпилек можно укладке из волос придать самую различную форму.
Шпильки применяются и как драгоценность в мужской и дамской моде.

Шорты — короткие штаны, в соответствии с модой — до колен или выше. Используются для некоторых видов спорта.

Штаны — кочевой образ жизни варваров, вторгшихся на своих быстроногих и выносливых конях в Европу в эпоху Великого переселения народов, более суровый климат их родины коренным образом повлияли на появление совершенно новой одежды — штанов и разделение в последующие века европейской и восточной одежды на мужскую и женскую. Вскоре после этого в основу костюма европейских народов ляжет не античная драпировка, а крой и стремление воспроизвести в одежде формы тела. Чтобы мы все делали без... штанов — одного из «величайших достижений» человечества?

Штаны спортивные — длина и ширина этого вида брюк, напоминающих исторические плундры, часто менялась. Сейчас правильным считается крой, если они спускаются ниже коленной чашечки на ширину ладони.

Штиблеты (нем.) — в конце XVIII в. в России название суконных, на подкладке, реже — кожаных, голенищ на крючках или пуговицах; гетры. Позднее так стали называть мужские ботинки на шнурках.

Штоф (нем.) - плотная одноцветная ткань с крупным узором. Используется для портьер, обивки мебели, шитья шлафроков.

Штрипки — петли, пришитые внизу брюк (рейтуз), при помощи которых брюки (рейтузы) крепились за каблук обуви.

Шуба — верхняя распашная мужская и женская одежда из меха или на меху, свободного покроя. Была известна еще в Древней Руси.

Шуба венгерская — длинная меховая накидка.

Шуба польская — шуба с узким воротником и просторными рукавами с меховыми обшлагами.

Шуба русская — предмет особой гордости в Московской Руси: когда принимали гостей ее не снимали даже в комнатах. Шилась только мехом внутрь, сверху покрывалась различными тканями, была массивной и длинной, спереди завязывалась шнурками. Рукава спускались почти до пола, спереди до локтя они имели прорези для продевания рук; большой отложной воротник и манжеты были меховые.

Шуба турская — в V-XVII вв. в Московской Руси длинная парадная одежда со сравнительно короткими и широкими рукавами» Носили обычно внакидку.

Шугай — в XV-XVII вв. в Московской Руси короткая женская верхняя одежда с отрезной по талии спинкой, с длинными суживающимися рукавами; шугай мог иметь меховой воротник или меховую опушку.

Шушун — русский женский закрытый сарафан на широких бретелях.

Ярлыки:

Комментарии: 0:

Отправить комментарий

<< Главная страница

Сайт создан в системе uCoz