Ж
Жабо (фр.) — кружевные оборки у воротника сначала мужской, а затем и женской рубашки.
Жазеран (фр.) — золотая узорная цепь или золотая цепь с ювелирными розетками, украшенными драгоценными камнями. В XVI в. одним или двумя рядами жазерана плотно окружали шею у основания стоячего воротника, а из остальной части делали декоративную петлю или произвольно располагали на груди.
Жакет (фр.) — короткая верхняя мужская одежда XIII-XVI столетий. Первоначально жакет надевался на вамс, имел характерные мешковидные рукава с украшением по краям в виде бахромы.
Жакет а ля кули — женский прямой, свободный жакет, длинный до бедра, чаще всего вязаный. Подобную одежду носят кули (китайский разнорабочий) — отсюда и название.
Жаккард или жаккардовая ткань (фр.) — сложный многоцветный узор на ткани или трикотаже, получаемый с помощью специальной технологии, когда рисунок не набивается, а вплетается. Назван по имени французского изобретателя Ж.М. Жаккара (1752-1834), создавшего в начале XIX в. специальную машину для выработки крупноузорчатых тканей (ковры, скатерти).
Жемчуг — белые непрозрачные зернышки с радужным блеском. Находят внутри раковин — жемчужниц. В Европе предпочтение отдается белому жемчугу, а на Востоке — желтоватому. Ценность жемчуга зависит от формы, цвета, блеска и величины. В Риме платили за жемчуг огромные деньги, и он использовался не только для ювелирных украшений, но и для вышивания одежды, обуви и т.д. Эпоха Возрождения заимствовала моду на жемчуг из античности. На Востоке ему приписывалась особая сила.
Жемчуг бурмитский — большие жемчужины ровной круглой формы.
Жемчуг гурмыжский — в XV в. на Руси так называли жемчуг, привезенный с Востока, из Ирана.
Жемчуг зобный — жемчужины неправильной формы, овальные, грушевидные.
Жемчуг морской — по красоте приравнивается к драгоценным камням и, нередко заключается в оправу из драгоценных металлов. Восточный жемчуг — ориенталь имеет бледно-желтый отлив, в частности цейлонский — светло-серебристый, американский — голубоватый отлив; жемчуг может быть даже красноватого и черного цвета. Высоко ценятся бурмитский жемчуг и парангоны. Древняя Греция узнала о жемчуге от финикийцев. После греко-персидских войн и походов Александра Македонского в Индию, жемчуг все чаще упоминается в греческой литературе. На средневековом Востоке три драгоценных камня соперничали между собой — рубин, изумруд и жемчуг. До XV в., когда был изобретен способ шлифовки алмазов и появились бриллианты, жемчуг считался самым драгоценным из сокровищ. В средние века его не столько носили, сколько хранили и любовались им. В Европе редчайшие жемчужины украшали церковные алтари. Эпоха Возрождения была эпохой жемчуга. Любая светская церемония превращалась в парад жемчужных украшений. Жемчужные ожерелья присутствуют почти на каждом женском портрете того времени. Жемчужины неправильной формы применяли в произведениях прикладного искусства. В моде были также серьги с каплевидными жемчужинами. Мелкий жемчуг был особенно популярен в XVI в., когда женские наряды украшали жемчужным шитьем. В XVI в. лучшими в Европе считались две жемчужины из приданого Екатерины Медичи. Позднее они были подарены Марии Стюарт, а после ее казни достались Елизавете I Днглийской. Известна жемчужина величиной с голубиное яйцо, привезенная из Панамы испанскому королю Филиппу II в 1579 году. Одной из самых красивых и ценных жемчужин в мире считается «Регент», хранящийся в Государственном алмазном фонде России. А в 30-х годах XX в. в Филлипинских водах была найдена совершенно уникальная жемчужина весом около 6 килограмм!
Жемчуг речной — в недалеком прошлом им изобиловали северные реки и озера обоих полушарий. Он также бывает разных цветов, но обычно уступает морскому по красоте и величине. На Руси этот пресноводный жемчуг назывался «скатень» и по ценности шел за алмазом. Жемчугом расшивали парадные царские и боярские одежды, праздничные народные костюмы, сарафаны, рукава и вороты сорочек, кокошники; жемчужные нити вплетались в косы. Считается, что при должной обработке жемчужина живет около 150 лет, при неумелой обработке (или если ее не носят, или владелец тяжело болен) она быстро тускнеет, как бы съеживается. На протяжении веков русский речной жемчуг в огромных количествах вывозили за границу. Его добыча велась крайне хищническими методами и к началу XX в. промысел пришел в Упадок. Сегодня предпринимаются попытки возродить его.
Жемчужник — женский головной уборкокошник, украшенный жемчугом.
Жиго (фр.) — в XIII-XV вв. в эпоху бургундской моды рукава к мужским жакетам, которые у плеча имели вид пышного буфа и сильно сужались к кисти. В них часто делали разрезы, в которые продевали руки, а сами рукава свисали вдоль тела.
Жилет (фр.) — предмет одежды, который появился только в период Тридцатилетней войны. Сначала это была одежда, которая носилась под камзолом и была с ним идентична: у жилета были рукава, он был притален, имел полы и шился из того же материала, что и камзол. Дома его надевали вместо халата. Только в XVIII в. жилет приобретает современный вид: он укорачивается, исчезают рукава, полы. В те же времена жилеты, разумеется, изготовляли из дорогих материй, украшали вышивкой и дорогими пуговицами. В эпоху рококо вошел в моду так называемый английский белый жилет с пуговицами зачастую из дорогих камней. В эпоху французской революции жилет остается модным элементом одежды, его шьют из шелка и бархата и украшают вышивкой. В эпоху бидермейер появляются жилеты из тех же материй, что и дамские платья: с рисунком в цветочек, полоску, клетку. Вплоть до нового времени жилет наряду с галстуком оставался единственной яркой деталью мужского туалета, менялись только его расцветка и в незначительной степени фасон. В гардеробе элегантного мужчины полагается иметь комплект цветных и белых жилетов. В настоящее время из дорогой материи изготовляют только переднюю часть жилета, заднюю часть шьют из подкладочной ткани.
Жипп или жип (фр.) — в XI-ХП вв. узкий женский жилет, подчеркивающий формы тела и поддерживающий грудь. По краям отделывался галуном и вышивкой. Надевался на блио. Носили его с богато украшенным поясом, концы которого свисали почти до земли.
Жупан — польская национальная верхняя одежда мужчин, аналог венгерскому доломану.
Жюстокор (фр.) — узкий кафтан, сшитый точно по фигуре, разновидность французского мундира XVII в., взятая за основу модной дворянской одежды 60-90 годов.
Жазеран (фр.) — золотая узорная цепь или золотая цепь с ювелирными розетками, украшенными драгоценными камнями. В XVI в. одним или двумя рядами жазерана плотно окружали шею у основания стоячего воротника, а из остальной части делали декоративную петлю или произвольно располагали на груди.
Жакет (фр.) — короткая верхняя мужская одежда XIII-XVI столетий. Первоначально жакет надевался на вамс, имел характерные мешковидные рукава с украшением по краям в виде бахромы.
Жакет а ля кули — женский прямой, свободный жакет, длинный до бедра, чаще всего вязаный. Подобную одежду носят кули (китайский разнорабочий) — отсюда и название.
Жаккард или жаккардовая ткань (фр.) — сложный многоцветный узор на ткани или трикотаже, получаемый с помощью специальной технологии, когда рисунок не набивается, а вплетается. Назван по имени французского изобретателя Ж.М. Жаккара (1752-1834), создавшего в начале XIX в. специальную машину для выработки крупноузорчатых тканей (ковры, скатерти).
Жемчуг — белые непрозрачные зернышки с радужным блеском. Находят внутри раковин — жемчужниц. В Европе предпочтение отдается белому жемчугу, а на Востоке — желтоватому. Ценность жемчуга зависит от формы, цвета, блеска и величины. В Риме платили за жемчуг огромные деньги, и он использовался не только для ювелирных украшений, но и для вышивания одежды, обуви и т.д. Эпоха Возрождения заимствовала моду на жемчуг из античности. На Востоке ему приписывалась особая сила.
Жемчуг бурмитский — большие жемчужины ровной круглой формы.
Жемчуг гурмыжский — в XV в. на Руси так называли жемчуг, привезенный с Востока, из Ирана.
Жемчуг зобный — жемчужины неправильной формы, овальные, грушевидные.
Жемчуг морской — по красоте приравнивается к драгоценным камням и, нередко заключается в оправу из драгоценных металлов. Восточный жемчуг — ориенталь имеет бледно-желтый отлив, в частности цейлонский — светло-серебристый, американский — голубоватый отлив; жемчуг может быть даже красноватого и черного цвета. Высоко ценятся бурмитский жемчуг и парангоны. Древняя Греция узнала о жемчуге от финикийцев. После греко-персидских войн и походов Александра Македонского в Индию, жемчуг все чаще упоминается в греческой литературе. На средневековом Востоке три драгоценных камня соперничали между собой — рубин, изумруд и жемчуг. До XV в., когда был изобретен способ шлифовки алмазов и появились бриллианты, жемчуг считался самым драгоценным из сокровищ. В средние века его не столько носили, сколько хранили и любовались им. В Европе редчайшие жемчужины украшали церковные алтари. Эпоха Возрождения была эпохой жемчуга. Любая светская церемония превращалась в парад жемчужных украшений. Жемчужные ожерелья присутствуют почти на каждом женском портрете того времени. Жемчужины неправильной формы применяли в произведениях прикладного искусства. В моде были также серьги с каплевидными жемчужинами. Мелкий жемчуг был особенно популярен в XVI в., когда женские наряды украшали жемчужным шитьем. В XVI в. лучшими в Европе считались две жемчужины из приданого Екатерины Медичи. Позднее они были подарены Марии Стюарт, а после ее казни достались Елизавете I Днглийской. Известна жемчужина величиной с голубиное яйцо, привезенная из Панамы испанскому королю Филиппу II в 1579 году. Одной из самых красивых и ценных жемчужин в мире считается «Регент», хранящийся в Государственном алмазном фонде России. А в 30-х годах XX в. в Филлипинских водах была найдена совершенно уникальная жемчужина весом около 6 килограмм!
Жемчуг речной — в недалеком прошлом им изобиловали северные реки и озера обоих полушарий. Он также бывает разных цветов, но обычно уступает морскому по красоте и величине. На Руси этот пресноводный жемчуг назывался «скатень» и по ценности шел за алмазом. Жемчугом расшивали парадные царские и боярские одежды, праздничные народные костюмы, сарафаны, рукава и вороты сорочек, кокошники; жемчужные нити вплетались в косы. Считается, что при должной обработке жемчужина живет около 150 лет, при неумелой обработке (или если ее не носят, или владелец тяжело болен) она быстро тускнеет, как бы съеживается. На протяжении веков русский речной жемчуг в огромных количествах вывозили за границу. Его добыча велась крайне хищническими методами и к началу XX в. промысел пришел в Упадок. Сегодня предпринимаются попытки возродить его.
Жемчужник — женский головной уборкокошник, украшенный жемчугом.
Жиго (фр.) — в XIII-XV вв. в эпоху бургундской моды рукава к мужским жакетам, которые у плеча имели вид пышного буфа и сильно сужались к кисти. В них часто делали разрезы, в которые продевали руки, а сами рукава свисали вдоль тела.
Жилет (фр.) — предмет одежды, который появился только в период Тридцатилетней войны. Сначала это была одежда, которая носилась под камзолом и была с ним идентична: у жилета были рукава, он был притален, имел полы и шился из того же материала, что и камзол. Дома его надевали вместо халата. Только в XVIII в. жилет приобретает современный вид: он укорачивается, исчезают рукава, полы. В те же времена жилеты, разумеется, изготовляли из дорогих материй, украшали вышивкой и дорогими пуговицами. В эпоху рококо вошел в моду так называемый английский белый жилет с пуговицами зачастую из дорогих камней. В эпоху французской революции жилет остается модным элементом одежды, его шьют из шелка и бархата и украшают вышивкой. В эпоху бидермейер появляются жилеты из тех же материй, что и дамские платья: с рисунком в цветочек, полоску, клетку. Вплоть до нового времени жилет наряду с галстуком оставался единственной яркой деталью мужского туалета, менялись только его расцветка и в незначительной степени фасон. В гардеробе элегантного мужчины полагается иметь комплект цветных и белых жилетов. В настоящее время из дорогой материи изготовляют только переднюю часть жилета, заднюю часть шьют из подкладочной ткани.
Жипп или жип (фр.) — в XI-ХП вв. узкий женский жилет, подчеркивающий формы тела и поддерживающий грудь. По краям отделывался галуном и вышивкой. Надевался на блио. Носили его с богато украшенным поясом, концы которого свисали почти до земли.
Жупан — польская национальная верхняя одежда мужчин, аналог венгерскому доломану.
Жюстокор (фр.) — узкий кафтан, сшитый точно по фигуре, разновидность французского мундира XVII в., взятая за основу модной дворянской одежды 60-90 годов.
Ярлыки: Ж
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
<< Главная страница