Т
Табакерка — коробочка для хранения нюхательного табака. В XVIII в., кроме курения табака, появилась другая пагубная привычка, считавшаяся более элегантной: нюхание табака. Привычка нюхать табак быстро распространилась по всей Европе, и для хранения нюхательного табака потребовалась какая-нибудь очаровательная вещица — так появилась табакерка. Табакерки изготовляли из золота и украшали бриллиантами и иными драгоценными камнями, из серебра, слоновой кости, черепахового панциря, бересты, акульей кожи, папье-маше, стали и т.п. На рубеже XVIII-XIX вв. мода нюхать табак уходит, и вместе с ней уходят из обихода очаровательные маленькие вещицы — табакерки — с этого времени они становятся предметом для коллекционирования.
Таблион — тип передника для торжественных случаев, пришиваемый к плащу спереди и сзади. Он был высшей эмблемой на церемониальной византийской одежде. Для императоров его шили из шелковой парчи с узором, для придворных — из гладкой одноцветной материи.
Таблье (фр.) — первоначально кусок материи, большая салфетка, которой женщины прикрывали платья, когда шли к столу. Позднее из нее возник декоративный платок как часть одежды, золотая или серебряная сетка.
Татуировка (полин.) — нанесение на тело рисунков путем введения под кожу красящих веществ. Производится механическим путем: накалыванием с помощью иглоообразных инструментов, по которым ударяют молоточком; прошиванием кожи иголкой с окрашенной нитью, которую потом выдергивают; рубцеванием — надрезая кожу и растравляя раны; клеймованием и др. В художественном отношении самым современным способом татуировки являются накалывание, и более всего в этом преуспела Япония. Татуировка там носит печать такой же высокой степени художественности, как и японская живопись. Это искусство достигло высокого уровня и у жителей Новой Зеландии. За рубежом открыты специальные салоны, где татуируют желающих. Сегодня такие салоны появились и в России.
Толстовка — широкая длинная мужская блуза в складку и с поясом. Названа по имени Л.Н.Толстого. Мода на нее держалась до 30-х годов XX в.
Тафта (фр.) — материя, тканная полотняным переплетением из вываренного шелка, обычно одного цвета. Предназначалась для женской одежды.
Тафья — небольшая мужская шапочка типа тюбетейки.
Твид (англ.) — прямой или несколько приталенный пиджак из легкой шерстяной материи, закрытый по горло. Был моден в эпоху бидермейера и, подвергаясь лишь незначительным изменениям, долгое время оставался частью мужского гардероба.
Телогрея — длинная одежда знатных русских женщин, имеющая откидные рукава, застегивающаяся спереди на петлицы.
Тесьма — текстиль в виде полоски, служивший для каймы на декоративных и одежных тканях. Происходит, по-видимому, из Германии (кельнская тесьма XV в.). С этого времени тесьма вошла в моду, часто она делается с пышным орнаментом.
Тиара (лат.) — первоначально корона царя Древней Персии в виде войлочного белого колпака с низко усеченным плоским верхом, сплошь покрытого золотыми чеканными пластинками с драгоценными камнями. Тройная корона, которую носит папа во время нелитургических торжественных случаях. В настоящее время эта корона состоит из трех рядов. В XII в. она имела только один ряд, второй ряд появился в XIII в. при папе Бонифации VIII, а третий — в начале XIV столетия.
Тога (лат.) — верхняя мужская одежда античного Рима, которую позволялось носить только свободным гражданам.
Тонзура (лат., стрижка) — выстриженный или выбритый круг на темени у католических священников и монахов.
Топ (англ.) — легкая блузка, майка предельно простой формы на бретельках, которые могут по-разному завязываться: на плечах, на шее, перекрещиваться на спине, на груди.
Топлесс (англ.) — женская пляжная мода середины 80-90-х годов XX в.: предельно откровенные трусики-плавки без лифчика, то есть без «верха».
Торакс (греч.) — греческий доспех, выкованный по форме тела, часто украшенный рельефными изображениями.
Тортье (фр., букв, «извилистый») прическа, модная во Франции в середине XVII в., основную часть волос укладывали на затылке в пучок, оставляя длинные боковые пряди свободными, их прямо от корней завивали в многочисленные, небрежные локоны.
Тоццо — высокая шляпа с небольшими полями и складчатой тульей.
Трабея (лат.) — воинский короткий плащ у древнеримских воинов. Известен и в Византии.
Траурная манжета — украшение женской шляпы в начале XX в. из связанных и завитых страусовых перьев.
Треух — на Руси теплая шапка с тремя лопастями для прикрытия ушей и затылка, зачастую с узкой четвертной лопастью — козырьком, прикрывающим лоб.
Трико (фр.) — трикотажная одежда, плотно облегающая тело, которая используется как театральный или спортивный костюм; трикотажные женские панталоны.
Трикотаж (фр.) — машинная вязаная ткань; изделия из такой ткани.
Триппен — верхняя обувь XV и XVI вв. на деревянной подметке, которую надевали на клювовидные ботинки и закрепляли с помощью кожаных ремешков.
Трость — уже давно не просто опорный стержень, а предмет украшения, модный аксессуар. В конце XVIII в. трость, до того бывшая в безраздельной власти мужчин, стала популярна и среди дам, и во Франции появились декоративные дамские тросточки как модный дамский аксессуар.
Туалет (фр.) — одежда, наряд, преимущественно женский; процесс приведения в порядок своего внешнего вида (умывание, причесывание и т.п.).
Тужурка (от фр. «всегда», «по-прежнему») — из будничной домашней одежды барынь превратилась в простую повседневную курточку.
Тулуп — длинная мехом внутрь шуба халатного покроя без перехвата в талии, обычно с большим воротником и не крытая сукном. Тулупчик — шубка короткая и с небольшим воротом.
Туника (лат.) — мужская и женская одежда Рима (соответствует греческому хитону). Туника имела рубашечный покрой и рукава до локтей (сначала у нее не было рукавов). Когда длина туники достигла колен, ее начали подпоясывать. Слишком подобранная туника, кроме как во время походов и охоты, считалась франтовством. Женская туника была всегда длиннее и свободнее, чем мужская. В Римской империи у мужчин она доходила до ступней и отличалась от женской только тем, что была менее роскошной. «Клави» на тунике — пурпурные полосы различной ширины и длины — были сословным отличием. (В Византии вместо полос использовали четырехугольники, круги, кайму и т.д.). Тунику с широкой полосой носили сенаторы, с узкой полосой — римские полководцы. (В 16 лет мальчики надевали белую без украшений тунику.) Туника с декоративной каймой с растительным узором предназначалась для военачальников и консулов в торжественных случаях.
Туле (фр., пучок волос) — элемент мужской и женской прически, распространившийся во второй половине XVIII в.: высоко поднятые надо лбом волосы, на подкладке; накладные волосы, главным образом у мужчин.
Тупейный художник — крепостной парикмахер в России.
Турнюр (фр.) — подкладка под верхнее женское платье, имевшая вид подушки или каркаса, подкладываемая сзади, ниже талии.
Турэ (фр.) — средневековый высокий головной убор, обычно шляпа из войлока.
Тутулус (лат.) — римская женская прическа, когда все волосы высоко подняты. В торжественных случаях ее дополняли конусообразной шапочкой, покрывавшей волосы.
Туф (фр., пучок) — модная французская прическа 1620-1630-х годов. Довольно короткие, открывающие шею, боковые пряди волос, завитые с помощью пара, расчесанные и слегка взбитые. Они дополнялись челкой или узлом на затылке.
Туфли (нем.) — легкая мужская и женская обувь.
Туфли балетные — туфли в балетном стиле, обычно на плотной подошве без каблука, с ремешком через подъем или у лодыжки, мягкие, удобные. Чаще всего их носят с носками.
Туфли кембриджские — полуботинки без шнурков с резинкой на подъеме.
Тюбетейка (тюрк.) — круглая или квадратная матерчатая шапочка типа ермолки, возможно остроконечная, у народов Средней и Передней Азии. Была распространена в Московской Руси в XV-XVII вв.
Тюль (фр.) — легкая прозрачная сетчатая, гладкая или узорчатая ткань. Гладкий тюль используют для шитья и отделки женского белья, платьев; узорчатый — для декоративных целей. Производство гладкого тюля было начато в Англии в 1768 г.
Тягиляй — в XV-XVII вв. в Московской Руси одежда конника: длинный кафтан с воротником-козырем на подкладке, между подкладкой и верхом прокладывали слой пакли с вложенными в него металлическими пластинами.
Тюрбан (перс.) — мужской и женский головной убор в виде полотнища легкой, зачастую шелковой ткани, многократно обернутого вокруг головы; иногда с украшениями. Название пришло из персидского языка, и означало материал для вуали, который персы повязывали голову. У них тюрбан заимствовали арабы и другие народы Ближнего Восто¬ка. В Европе появился во время крестовых походов. В эпоху господства бургундской моды тюрбан носили при дворе и мужчины, и женщины. Затем, исчезнув на два века из европейской моды (XVII-XVIII вв.), тюрбан появился вновь в период египетского похода Наполеона и еще раз, позднее, — во времена Второй мировой войны.
Таблион — тип передника для торжественных случаев, пришиваемый к плащу спереди и сзади. Он был высшей эмблемой на церемониальной византийской одежде. Для императоров его шили из шелковой парчи с узором, для придворных — из гладкой одноцветной материи.
Таблье (фр.) — первоначально кусок материи, большая салфетка, которой женщины прикрывали платья, когда шли к столу. Позднее из нее возник декоративный платок как часть одежды, золотая или серебряная сетка.
Татуировка (полин.) — нанесение на тело рисунков путем введения под кожу красящих веществ. Производится механическим путем: накалыванием с помощью иглоообразных инструментов, по которым ударяют молоточком; прошиванием кожи иголкой с окрашенной нитью, которую потом выдергивают; рубцеванием — надрезая кожу и растравляя раны; клеймованием и др. В художественном отношении самым современным способом татуировки являются накалывание, и более всего в этом преуспела Япония. Татуировка там носит печать такой же высокой степени художественности, как и японская живопись. Это искусство достигло высокого уровня и у жителей Новой Зеландии. За рубежом открыты специальные салоны, где татуируют желающих. Сегодня такие салоны появились и в России.
Толстовка — широкая длинная мужская блуза в складку и с поясом. Названа по имени Л.Н.Толстого. Мода на нее держалась до 30-х годов XX в.
Тафта (фр.) — материя, тканная полотняным переплетением из вываренного шелка, обычно одного цвета. Предназначалась для женской одежды.
Тафья — небольшая мужская шапочка типа тюбетейки.
Твид (англ.) — прямой или несколько приталенный пиджак из легкой шерстяной материи, закрытый по горло. Был моден в эпоху бидермейера и, подвергаясь лишь незначительным изменениям, долгое время оставался частью мужского гардероба.
Телогрея — длинная одежда знатных русских женщин, имеющая откидные рукава, застегивающаяся спереди на петлицы.
Тесьма — текстиль в виде полоски, служивший для каймы на декоративных и одежных тканях. Происходит, по-видимому, из Германии (кельнская тесьма XV в.). С этого времени тесьма вошла в моду, часто она делается с пышным орнаментом.
Тиара (лат.) — первоначально корона царя Древней Персии в виде войлочного белого колпака с низко усеченным плоским верхом, сплошь покрытого золотыми чеканными пластинками с драгоценными камнями. Тройная корона, которую носит папа во время нелитургических торжественных случаях. В настоящее время эта корона состоит из трех рядов. В XII в. она имела только один ряд, второй ряд появился в XIII в. при папе Бонифации VIII, а третий — в начале XIV столетия.
Тога (лат.) — верхняя мужская одежда античного Рима, которую позволялось носить только свободным гражданам.
Тонзура (лат., стрижка) — выстриженный или выбритый круг на темени у католических священников и монахов.
Топ (англ.) — легкая блузка, майка предельно простой формы на бретельках, которые могут по-разному завязываться: на плечах, на шее, перекрещиваться на спине, на груди.
Топлесс (англ.) — женская пляжная мода середины 80-90-х годов XX в.: предельно откровенные трусики-плавки без лифчика, то есть без «верха».
Торакс (греч.) — греческий доспех, выкованный по форме тела, часто украшенный рельефными изображениями.
Тортье (фр., букв, «извилистый») прическа, модная во Франции в середине XVII в., основную часть волос укладывали на затылке в пучок, оставляя длинные боковые пряди свободными, их прямо от корней завивали в многочисленные, небрежные локоны.
Тоццо — высокая шляпа с небольшими полями и складчатой тульей.
Трабея (лат.) — воинский короткий плащ у древнеримских воинов. Известен и в Византии.
Траурная манжета — украшение женской шляпы в начале XX в. из связанных и завитых страусовых перьев.
Треух — на Руси теплая шапка с тремя лопастями для прикрытия ушей и затылка, зачастую с узкой четвертной лопастью — козырьком, прикрывающим лоб.
Трико (фр.) — трикотажная одежда, плотно облегающая тело, которая используется как театральный или спортивный костюм; трикотажные женские панталоны.
Трикотаж (фр.) — машинная вязаная ткань; изделия из такой ткани.
Триппен — верхняя обувь XV и XVI вв. на деревянной подметке, которую надевали на клювовидные ботинки и закрепляли с помощью кожаных ремешков.
Трость — уже давно не просто опорный стержень, а предмет украшения, модный аксессуар. В конце XVIII в. трость, до того бывшая в безраздельной власти мужчин, стала популярна и среди дам, и во Франции появились декоративные дамские тросточки как модный дамский аксессуар.
Туалет (фр.) — одежда, наряд, преимущественно женский; процесс приведения в порядок своего внешнего вида (умывание, причесывание и т.п.).
Тужурка (от фр. «всегда», «по-прежнему») — из будничной домашней одежды барынь превратилась в простую повседневную курточку.
Тулуп — длинная мехом внутрь шуба халатного покроя без перехвата в талии, обычно с большим воротником и не крытая сукном. Тулупчик — шубка короткая и с небольшим воротом.
Туника (лат.) — мужская и женская одежда Рима (соответствует греческому хитону). Туника имела рубашечный покрой и рукава до локтей (сначала у нее не было рукавов). Когда длина туники достигла колен, ее начали подпоясывать. Слишком подобранная туника, кроме как во время походов и охоты, считалась франтовством. Женская туника была всегда длиннее и свободнее, чем мужская. В Римской империи у мужчин она доходила до ступней и отличалась от женской только тем, что была менее роскошной. «Клави» на тунике — пурпурные полосы различной ширины и длины — были сословным отличием. (В Византии вместо полос использовали четырехугольники, круги, кайму и т.д.). Тунику с широкой полосой носили сенаторы, с узкой полосой — римские полководцы. (В 16 лет мальчики надевали белую без украшений тунику.) Туника с декоративной каймой с растительным узором предназначалась для военачальников и консулов в торжественных случаях.
Туле (фр., пучок волос) — элемент мужской и женской прически, распространившийся во второй половине XVIII в.: высоко поднятые надо лбом волосы, на подкладке; накладные волосы, главным образом у мужчин.
Тупейный художник — крепостной парикмахер в России.
Турнюр (фр.) — подкладка под верхнее женское платье, имевшая вид подушки или каркаса, подкладываемая сзади, ниже талии.
Турэ (фр.) — средневековый высокий головной убор, обычно шляпа из войлока.
Тутулус (лат.) — римская женская прическа, когда все волосы высоко подняты. В торжественных случаях ее дополняли конусообразной шапочкой, покрывавшей волосы.
Туф (фр., пучок) — модная французская прическа 1620-1630-х годов. Довольно короткие, открывающие шею, боковые пряди волос, завитые с помощью пара, расчесанные и слегка взбитые. Они дополнялись челкой или узлом на затылке.
Туфли (нем.) — легкая мужская и женская обувь.
Туфли балетные — туфли в балетном стиле, обычно на плотной подошве без каблука, с ремешком через подъем или у лодыжки, мягкие, удобные. Чаще всего их носят с носками.
Туфли кембриджские — полуботинки без шнурков с резинкой на подъеме.
Тюбетейка (тюрк.) — круглая или квадратная матерчатая шапочка типа ермолки, возможно остроконечная, у народов Средней и Передней Азии. Была распространена в Московской Руси в XV-XVII вв.
Тюль (фр.) — легкая прозрачная сетчатая, гладкая или узорчатая ткань. Гладкий тюль используют для шитья и отделки женского белья, платьев; узорчатый — для декоративных целей. Производство гладкого тюля было начато в Англии в 1768 г.
Тягиляй — в XV-XVII вв. в Московской Руси одежда конника: длинный кафтан с воротником-козырем на подкладке, между подкладкой и верхом прокладывали слой пакли с вложенными в него металлическими пластинами.
Тюрбан (перс.) — мужской и женский головной убор в виде полотнища легкой, зачастую шелковой ткани, многократно обернутого вокруг головы; иногда с украшениями. Название пришло из персидского языка, и означало материал для вуали, который персы повязывали голову. У них тюрбан заимствовали арабы и другие народы Ближнего Восто¬ка. В Европе появился во время крестовых походов. В эпоху господства бургундской моды тюрбан носили при дворе и мужчины, и женщины. Затем, исчезнув на два века из европейской моды (XVII-XVIII вв.), тюрбан появился вновь в период египетского похода Наполеона и еще раз, позднее, — во времена Второй мировой войны.
Ярлыки: Т
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
<< Главная страница